Экологическая доктрина России
11
февраля 2002 года работа межведомственной комиссии по разработке Экологической
Доктрины Российской Федерации завершилась. Завершилась документом, воплотившим
в себе общее для третьего и первого секторов понимание экологического кризисам
действий, необходима для его преодоления.
В этом номере журнала мы публикуем сокращенный вариант проекта Доктрины, позволяющий
составить общее впечатление об этом документе. Его полная версия доступна на
сайте СоЭС {http://www.seu.ru/ documents/doctrine/).
Экологический кризис все в большей степени препятствует переходу человечества
к устойчивому развитию. Общество и правительства пока не справились с решением
задач, провозглашенных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро
в 1992 г. В равной степени это относится и к Российской Федерации.
К числу основных факторов дестабилизации природной среды Российской Федерации
относятся:
- чрезмерная зависимость экономики от природных ресурсов, что уже приводит к
сокращению природного капитала страны;
- высокая доля "теневой" экономики в использовании при' родных ресурсов
и неэффективные механизмы природопользования и охраны окружающей среды;
- резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства
в области природопользования и охраны окружающей среды;
- низкий организационный и технологический уровень производства и жилищно-коммунального
хозяйства и высокая степень изношенности основных фондов;
- последствия экономического кризиса и снижение уровня жизни населения;
- низкий уровень экологического сознания и культуры.
Эти факторы определяют необходимость разработки государственной экологической
политики и Экологической доктрины, как ее основы.
1.ОБЩИЕ
ПОЮЖЕНИЯ
Экологическая доктрина Российской Федерации (далее - Экологическая доктрина)
является основополагающим документом, определяющим государственную экологическую
политику Российской Федерации, ее цель, направления, задачи и принципы на долгосрочный
период.
Сохранение природы и улучшение качества окружающей среды является приоритетным
направлением деятельности государства и общества. Природная среда должна быть
включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент
национального достояния, необходимое условие национальной и общечеловеческой
безопасности. Здоровье, экологическое и социальное благополучие населения находятся
в неразрывном единстве.
Правовую основу Экологической доктрины составляет Конституция Российской Федерации.
Стратегия социально-экономического развития страны должна быть увязана с основными
положениями Экологической доктрины.
2.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИИ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Стратегической целью государственной экологической политики является поддержание
целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого
развития общества, здоровья населения и обеспечения экологической безопасности
страны.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия
и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого
общества;
- обеспечение устойчивого природопользования и равного доступа к природным ресурсам
ныне живущему и будущим поколениям;
- обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия
достойного качества жизни и здоровья населения.
Государственная экологическая политика основывается на следующих основных принципах:
- устойчивое развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической,
социальной и экологической составляющим, и признание невозможности развития
человеческого общества при деградации природы;
- справедливое распределение благ для населения от использования природных ресурсов
и доступа к ним;
- приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по отношению
к прямому использованию ее ресурсов;
- упреждающее действие, заключающееся в предотвращении негативных экологических
последствий различных видов хозяйственной деятельности до их реализации, учет
отдаленных экологических последствий;
- предосторожность, заключающаяся в отказе от хозяйственных и иных проектов,
связанных с воздействием на природные системы, если его последствия непредсказуемы
на современном этапе или прогнозируются недостаточно надежно;
- платность природопользования и возмещение ущерба населению и окружающей среде;
- открытость экологической информации;
- демократическое управление реализацией экологической политики, включающее
участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых кругов в подготовке,
обсуждении, принятии и реализации решений.
3.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
3.1 Сохранение и восстановление природной среды
Основной задачей является сохранение и восстановление биологического и ландшафтного
разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции
и компенсаций последствий антропогенной деятельности:
- сохранение и восстановление оптимального для устойчивого развития комплекса
наземных, пресноводных и морских природных систем;
-развитие сетей охраняемых природных территорий разного уровня и режима и всего
природно-заповедного фонда;
- сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых организмов;
- обеспечение целостности природных систем, в том числе предотвращение фрагментации
природных комплексов при хозяйственной деятельности;
- сохранение и восстановление природного биологического разнообразия на хозяйственно
освоенных и урбанизированных территориях.
3.2 Устойчивое природопользование
Основными задачами являются неистощительное использование возобновимых и рациональное
использование невозобновимых природных ресурсов:
- внедрение комплексного природопользования в целях устойчивого развития;
- обеспечение сохранности разнообразия используемых биологических ресурсов,
их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
- максимально полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых
биологических ресурсов;
- минимизация ущерба природной среде при разведке и разработке полезных ископаемых;
- внедрение адаптивно-ландшафтных систем ведения сельского хозяйства, развитие
экологически чистых сельскохозяйственных технологий;
- поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности.
З.З.Снижение загрязнения и ресурсосбережение
Основными задачами являются снижение загрязнения окружающей среды выбросами,
сбросами и отходами, а также опережающее снижение энергоемкости и материалоемкости
продукции и услуг по сравнению с ростом их производства:
- введение ответственности производителя за произведенный продукт в течение
всего цикла его существования от получения сырья и производства до утилизации;
- стимулирование ресурсосберегающих и безотходных технологий, использования
вторичных ресурсов, в том числе переработки накопившихся отходов;
- поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование;
- поддержка экологически безопасного производства энергии, включая использование
возобновимых источников и вторичного сырья;
- снижение потерь энергии при транспортировке, в том числе за счет децентрализации
производства энергии и энергоснабжения мелких потребителей;
- преимущественное развитие внутригородского экологически безопасного общественного
транспорта как базового вида передвижения в крупных городах;
- развитие экологически ориентированных и энергоэффективных технологий реконструкции
жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья.
4.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4.1 Обеспечение безопасности при потенциально опасных видах деятельности и ситуациях
Основной задачей является обеспечение экологической безопасности потенциально
опасных видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий, пострадавших
в результате техногенного воздействия на природную среду, приоритетный учет
интересов и безопасности населения при решении вопросов о потенциально опасных
производствах и видах деятельности и повышение их экологической безопасности:
- реабилитация территорий, подвергшихся негативному техногенному влиянию от
хозяйственной деятельности, в том числе радиационному и химическому воздействию;
- реабилитация территорий, загрязненных в процессе функционирования оборонного,
ракетно-космического и ядерно-оружейного комплексов;
- разработка и реализация мер по снижению и предотвращению экологического ущерба
от деятельности Вооруженных Сил;
- обеспечение экологической безопасности при разоружении;
- обеспечение ядерно-радиационной и химической безопасности и снижение риска
воздействий на здоровье человека и окружающую среду при проектировании, строительстве,
эксплуатации и выводе из эксплуатации промышленных объектов, в том числе АЭС
и других ядерных установок, включая их физическую защиту.
4.2 Экологические приоритеты в здравоохранении, демографической и миграционной
политике
Основной задачей является улучшение здоровья и увеличение продолжительности
жизни населения путем снижения неблагоприятного воздействия экологических факторов
оценка и снижение хронических экологических рисков здоровью населения:
- обеспечение качества питьевой воды и атмосферного воздуха;
- обеспечение населения безопасными и полноценными продуктами питания;
- обеспечение экологической безопасности жилья, одежды, бытовой техники и других
предметов домашнего обихода;
- оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах экологического
бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети,
беременные женщины и кормящие матери);
- приоритетное оказание лечебной помощи и/или компенсация за утраченное здоровье
лицам, пострадавшим от экологически опасной деятельности, в том числе химическому
и радиационному воздействию, и их потомкам;
- поэтапное переселение населения из зон экологического бедствия, техногенных
и природных катастроф, не поддающихся реабилитации.
4.3 Предотвращение и снижение экологических последствий чрезвычайных ситуаций
Основной задачей является выявление и минимизация экологических рисков для природной
среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера.
4.4. Предотвращение распространения чужеродных видов и генетически измененных
организмов
Основной задачей является организация системы мероприятий по контролю за ввозом
и распространением на территории страны чужеродных видов и генетически модифицированных
организмов:
- обеспечение эффективной работы карантинных служб, предотвращение ввоза на
территорию страны чужеродных видов, способных нанести ущерб естественным сообществам
и сельскохозяйственным культурам, вредителей, переносчиков и возбудителей заболеваний;
- контроль за проведением акклиматизационных работ и саморасселения видов живых
организмов внутри страны;
- контроль за использованием генетически модифицированных организмов в хозяйстве.
4.5. Предотвращение экологического терроризма и ликвидация его последствий
Основной задачей является предотвращение террористических актов, вызывающих
ухудшение экологической обстановки и деградацию природной среды:
- предотвращение организации диверсий и техногенных аварий с экологическими
последствиями на потенциально опасных объектах.
- предотвращение применения химических веществ, вызывающих деградацию природной
среды;
- предотвращение преднамеренных пожаров и палов, вызывающих уничтожение природных
систем и агросистем;
- предотвращение ввоза и распространения видов живых организмов, вызывающих
нарушения в природных системах и агросистемах.
5.
ПУТИ И СРЕДСТВА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
5.1 Развитие системы государственного управления охраной окружающей среды и
природопользования
Основной задачей является обеспечение экономически и институционально эффективного
государственного управления охраной окружающей среды и использования природных
ресурсов:
- разработка механизма обеспечения разделения государственных органов по охране
окружающей среды и управления природными ресурсами;
- обеспечение четкого разграничения полномочий и ответственности между федеральными
и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления
в области контроля за использованием природных ресурсов, состоянием и качеством
окружающей природной среды;
- создание в рамках министерств и ведомств, обеспечивающих безопасность личности,
общества и государства, специализированных экологических подразделений;
- обеспечение государственного, ведомственного и общественного экологического
контроля, в том числе потенциально опасных производств и видов деятельности
вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности;
- развитие системы лицензирования экологически опасной деятельности;
- совершенствование механизма и усиление роли государственной и общественной
экологической экспертизы.
5.2 Нормативно-правовое обеспечение и правоприменение
Основной задачей является создание эффективного правового механизма обеспечения
сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствование
правоприменительной практики:
- устранение внутренних противоречий в системе экологического законодательства;
- введение экологических норм в нормативные правовые акты различных отраслей
права (экологизация);
- обеспечение механизмов реализации норм законодательных актов:
- правовое закрепление необходимости представления экологического обоснования
деятельности как одного из обязательных условий при проведении конкурсов, тендеров,
аукционов на право реализации и/или выбора проектов;
- закрепление в правовой системе Российской Федерации действующих международных
стандартов;
- совершенствование методик расчета и практики компенсации ущерба;
- совершенствование применения механизма остановки незаконной деятельности.
5.3 Экономические и финансовые механизмы
Основной задачей является экономическое регулирование государственных и рыночных
отношений для обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей
среды, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность:
- обеспечение приоритета изъятия природно-ресурсной ренты перед налогообложением
вложенного труда и капитала;
- включение в экономические показатели полной и все возрастающей ценности природных
объектов и экологических услуг и их учет при принятии решений;
- формирование и применение налоговой и тарифной политики, стимулирующей переориентацию
экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
- создание и применение системы налогов и пошлин, стимулирующих использование
экологически чистых технологий, товаров и услуг вне зависимости от страны производства;
- развитие системы перераспределения средств между субъектами Российской Федерации
с учетом их вклада обеспечение целостности природных систем, в том числе используемых
малочисленными народами для традиционного хозяйствования;
- содействие развитию экологического аудита;
- установление механизма финансовых гарантий, включая экологическое страхование,
за возможные негативные воздействия на окружающую среду;
- реинвестиция экологических платежей бюджетных организаций, не имеющих прибыли
и не предоставляющих оплачиваемые услуги, в строительство и реконструкцию природоохранных
сооружений;
- создание государственного механизма безусловной компенсации ущерба здоровью
населения и окружающей ере де при авариях и катастрофах, а также в результат
экологически опасной деятельности, в том числе военной;
- формирование условий для стимулирования благотворительности в России, включая
предоставление гражданам Российской Федерации права на целевое направление части
налогов на финансирование благотворитель ной деятельности, в том числе экологической.
5.4 Экологический мониторинг и информационное обеспечение
Основной задачей является обеспечение государства, юридических лиц и граждан
достоверной информацией о состоянии окружающей среды и его возможных неблагоприятных
изменениях:
- развитие единой государственной системы экологического мониторинга на всей
территории страны;
- организация на потенциально опасных объектах специальных систем мониторинга
воздействия на окружающую природную среду и здоровье населения;
- совершенствование учета и контроля за обращением ядерных материалов, радиоактивных
веществ и отходов;
- обеспечение практического выявления и обозначение на местности всех территорий,
подвергшихся радиоактивному загрязнению и загрязнению особо опасными и другими
веществами в масштабах, представляющих экологическую опасность для окружающей
природной среды и жизнедеятельности, в том числе в ходе предшествующей и осуществляемой
хозяйственной, военной и иной деятельности;
~ инвентаризация территории России для выявления и специальной охраны земель,
пригодных для производства экологически чистой пищевой продукции; водных объектов,
имеющих стратегически важные запасы питьевой воды; лесных массивов, имеющих
особую важность для обеспечения чистым воздухом промышленных регионов; земель,
обладающих особой рекреационно-оздороеителъной значимостью;
- обеспечение бесплатного доступа граждан Российской Федерации к экологической
информации.
5.5 Научное обеспечение
Основной задачей является опережающее развитие научных знаний об экологических
основах устойчивого развития, выявление новых экологических рисков, порождаемых
развитием общества, а также природными процессами и явлениями:
- разработка экологической составляющей стратегического прогноза развития России
с учетом альтернативных сценариев будущих изменений.
5.6 Экологическое воспитание и просвещение
Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем
непрерывного экологического образования и просвещения:
- включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей
среды и устойчивого развития в содержание образования на всех его уровнях;
- конкурсная целевая государственная поддержка структур, осуществляющих экологическое
просвещение и образование
- развитие системы экологической подготовки лиц, принимающих решения.
5.7 Развитие гражданского общества как условие реализации государственной экологической
политики
Основной задачей является государственное содействие развитию гражданского общества
как выразителя права населения на благоприятную окружающую среду:
- усовершенствование законодательных и организационных условий для непосредственного
участия граждан в принятии решений, затрагивающих их конституционное право на
здоровую окружающую среду, либо представляющих угрозу для их жизни и здоровья,
в том числе через опросы общественного мнения, общественные слушания, общественные
экспертизы и референдумы;
- обеспечение приоритета законных экологических интересов граждан перед интересами.
структур бизнеса и органов власти;
- создание режима благоприятствования экологической благотворительности и экологическим
общественным движениям;
- создание условий для обеспечения и развития традиционного природопользования
коренных малочисленных народов;
- обеспечение возможности прохождения альтернативной гражданской службы на объектах
и в структурах, действующих в целях реализации экологической политики;
- создание законодательных и организационных условий для развития общественного
экологического контроля, в том числе общественных инспекций.
5.8 Территориальная экологическая политика
Основной задачей в этой области является экологически приемлемое размещение
хозяйственных и жилищно-коммунальных объектов:
- внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления
природными комплексами;
- концентрация имеющегося и вновь формируемого производственного потенциала
в основном на уже трансформированных землях и в районах с развитой инфраструктурой;
- резервирование на основе эколого-экономического обоснования, в том числе исключение
из хозяйственного использования, территорий, еще неосвоенных или мало затронутых
хозяйственной деятельностью - обеспечение приоритетного участия коренных народов
в выборе стратегии развития территорий, на которых они традиционно проживают.
5.9 Международное сотрудничество
Основной задачей является реализация национальных интересов Российской Федерации
через участие в решении глобальных и региональных экологических проблем и регулировании
глобализации в интересах устойчивого развития.
6.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Реализация Экологической доктрины осуществляется в 3 этапа:
I. Подготовительный.
П. Исполнительный (с завершением к 2010 году).
Ш. Итоговый. В этот период (в 2010 году) проводится оценка результатов выполнения
Экологической доктрины, влияния ее реализации на социально-экономическое развитие
страны, обобщается накопленный опыт. В конце этого этапа Экологическая доктрина
пересматривается и обновляется.