Экологическое образование и воспитание
Экологический кризис всё в большей степени препятствует переходу человечества
к устойчивому развитию. На сегодняшний день нет ни одной страны в мире, про
которую можно было бы сказать, что её развитие является устойчивым. Экологическая
обстановка в России, в Тверской области не самая худшая. К числу основных факторов
дестабилизации природной среды относится также низкий уровень экологической
сознания и культуры.
Вот почему экологическое воспитание и образование в Тверской области - одна
из важнейших задач сегодняшнего дня.
В 2001 г. продолжалось развитие системы непрерывного экологического образования,
охватывающего дошкольное, общее и профессиональное образование, подготовку и
переподготовку специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения
их квалификации, экологического просвещения населения с помощью СМИ, учреждений
культуры, системы заповедников и других особо охраняемых природных территорий,
общественных организаций.
К формированию начальных навыков экологических знаний у детей привлечены дошкольные
образовательные учреждения. Решая задачи экологического образования и воспитания,
педагоги ставят целью воспитание у детей доброго, заботливого, внимательного
отношения к природе, окружающему миру.
Основой школьного экологического образования остаются общеобразовательные учреждения.
В условиях, когда предметная область "Экология" не включена Минобразованием
России в федеральный базисный план, школьное экологическое образование Тверской
области осуществляется по следующим основным направлениям: экологизация традиционных
школьных дисциплин; интеграция предметов естественнонаучного и гуманитарного
профиля; преподавание экологических курсов, практическая природоохранная деятельность,
формирование экологической культуры через систему воспитательной работы, организация
практикумов экологии, летних экошкол и эколагерей, исследовательская деятельность,
экологические экспедиции. Наибольшее распространение получили экологизация школьных
дисциплин, практическая природоохранная деятельность и внеклассная работа по
экологии.
Преподавание
экологических курсов
В 2000-2001 учебном году предмет "Экология" введён в учебные планы
ещё 38 образовательных учреждений области, преимущественно за счёт школьного
компонента.
В 3 из них предмет преподавался для учащихся 5-6 класса, в 3 - для учащихся
начальной школы, в остальных преподавание велось в старших классах, в основном
в 9-х. В некоторых школах области, где существовал предмет "Экология",
в прошедшем году отказались от преподавания этой дисциплины по уважительной
причине (таких школ 9 по области).
Таким образом, преподавание "Экологии" в прошедшем году велось в 207
школах Тверской области, то есть их количество возросло по сравнению с предыдущим
годом на 2,6%. В большинстве школ преподавание no-прежнему ведётся по учебникам
Криксунова, Пасечника "Экология-9" и Черновой и др. "Экология-9".
Положительным также является сокращение количества территории, где отсутствуют
школы с преподаванием экологии как самостоятельной дисциплины: таких административных
территорий осталось всего лишь 2 (Калязинский район и ЗАТО "Солнечный").
Экологические кружки и НОУ учащихся
В прошедшем учебном году в 164 школах Тверской области работали экологические
кружки, что на 37% больше по сравнению с предыдущим периодом. В СШ № 1 г. Торопца,
Великооктябрьской СШ Фировского района созданы экокружки для начальных классов,
в Оленинской СШ - для 11 классов, в остальных - разновозрастные экокружки для
5-9 классов: в большинстве школ по одному кружку и лишь в 11 - несколько кружков
для разных возрастных групп учащихся. Наибольшее распространение такое направление
экологического образования получило в Оленинском, Сонковском, Нелидовском, Жарковском,
Кашинском районах, г. Ржеве, где число школ с экологическими кружками достигает
30% и более, а в Кашинском - более 80%. В средней школе г. Лихославля открылось
экологическое НОУ "Перспектива".
Практическая природоохранная деятельность
Практическая работа в прошедшем учебном году была представлена такими же направлениями,
как и в предыдущем: посадка деревьев и кустарников, выращивание рассады, разбивка
клумб, уборка мусора, ликвидация свалок возле населенных пунктов, очистка рек
и прудов, благоустройство и озеленение территории, изготовление кормушек и искусственных
гнездовий для птиц, уход за аллеями, парками, экологическими тропами, шефство
над памятниками природы, благоустройство родников, охрана муравейников и др.
Ряд школ оказывали помощь лесничествам и леспромхозам в выращивании и посадке
лесокультур, в том числе ребята СШ № 1 г. Торопца пропололи 3 га ёлочек, школьники
Сукромленской СШ Торжокского района посадили в лесничестве 3 га леса, Тверецкой
СШ Торжокского района - 18 га, Марьинской общеобразовательной школы Торжокского
района - 10 га, Сокольнической общеобразовательной школы Кувшиновского района
посадили 15 га леса, ученики и педагоги Криволукской общеобразовательной школы
Жарковского района - 60 га ёлочек, Мостовской СШ Оленинского района - саженцы
ели на площади 21 га.
В этом виде экологической деятельности приняли участие более половины учащихся
области.
К сожалению, в других школах практическая деятельность сводится в основном пока
лишь к уборке территории школы от мусора.
Организация практикумов по экологии, экспедиций, летних экошкол и эколагерей
В 2000-2001 учебном году были организованы 52 школьные экологические экспедиции.
К школьному экспедиционному движению присоединились школьники Вышневолоцкого,
Бежецкого, Лихославльского, Торопецкого, Сонковского районов. Тем не менее общее
количество экспедиций несколько сократилось (1,5%).
Школьные экологические лагеря организовали и провели 35 школ области. А вот
летние эколагеря районного и областного значения по прежнему большая редкость
в области. Лагерей (экошкол) областного значения было организовано 3: палаточный
экологотуристический лагерь "Родники" в пригороде г. Твери (рук. Бордашева
Г.Б., учитель русского языка и литературы СШ № 38 г. Твери), экошкола в Центрально-Лесном
государственном биосферном заповеднике (ЦЛБГЗ, Нелидовский район, рук. Рубцова
М.Н.), экошкола "Медвежата" (Торопецкий район, биостанция "Чистый
лес", рук. Кириллова Т.М.).
Исследовательская
деятельность
Исследовательскую работу с учащимися в прошедшем году провели педагоги 99 школ
области и 10 школ г. Твери (это составляет около 15% от общего числа основных
и средних школ, что на 1% меньше предыдущего года). Это можно объяснить трудоёмкостью
данного вида деятельности и нехваткой свободного времени у педагогов.
Тематика выполняемых работ разнообразна. Работы были посвящены различным экологическим
проблемам, в том числе сохранению редких и охраняемых растений, воздействию
человека на растительный и животный мир, мониторингу загрязнения воздушной и
водной среды, сохранению здоровья человека и др. Больше всего исследовательских
работ (17) за прошедший год выполнили ученики школ Удомельского района.
Формирование экологической культуры через систему воспитательной работы
В прошедшем году в школах области было проведено более 3000 внеклассных экологических
мероприятий. Среди них традиционными являются тематические недели, выставки,
конкурсы осеннего и зимнего букета, конкурсы рисунков, плакатов, рисованных
фильмов, экологических сказок, стихов, школьные экологические конференции, экологические
акции, недели экологии, КВНы, КТД, экологические игры, классные часы, экскурсии
в природу, экологические гостиные, утренники, экологические вечера, осенние
балы, праздники, посвящённые датам экологического календаря, в том числе День
птиц, День Земли и др.
Большую работу по этому направлению провели 362 школы области (35% от общего
количества школ). По сравнению с предыдущим годом количество школ, активно включивдшхся
в организацию массовых экологических мероприятий, возросло на 7%.
За прошедший учебный год в области проведено более 100 районных (городских)
мероприятий, среди них: научно-теоретические и научно-практические конференции
школьников, районные (городские) выставки творческих работ учащихся "Зеркало
природы", районный экологический фестиваль "Красота спасёт мир",
городские (районные) олимпиады по экологии, районный слёт юных друзей природы,
районный смотр-конкурс "Подрост", районный смотр учебно-опытных участков,
районный смотр-конкурс школ на лучшую постановку экологического образования.
Департаментом образования Администрации Тверской области в 2000-2001 учебном
году проведены следующие областные экологические мероприятия: областная экологическая
олимпиада, областная экологическая конференция исследовательских работ учащихся,
областной слёт юных друзей природы и членов школьных лесничеств, областная выставка
творческих работ учащихся "Зеркало природы", областной конкурс педагогов
Тверской области на лучшую постановку экологической работы с учащимися, областная
конференция "Дополнительное экологическое образование школьников: проблемы
и пути решения", областной конкурс "За сохранение природы и бережное
отношение к лесным богатствам Тверской области" ("Подрост").
Повысилась результативность выступления школьников нашей области на Всероссийских
мероприятиях. В 2001 г. на Всероссийской экологической олимпиаде учащихся 9
классов ученица СШ № 17 г. Твери А. Полякова заняла 1 место.
В целом результаты 2000-2001 года показали, что количество школ Тверской области,
занимающихся воспитанием экологической культуры своих учеников, увеличилось.
Это, несомненно, является показателем успешности деятельности учреждений по
повышению квалификации педагогов и органов управления образованием в развитии
системы экологического образования Тверского региона.
В области накоплен некоторый опыт организации экологической: образования в вузах
и средних специальных учебных заведениях. В Твери выпускники получают специальность
"Геоэкология" и "Экология", в Тверском техническом университете
- инженеров экологического профиля, экологов средней квалификации готовит Тверской
химико-технологический колледж по специальности "Охрана окружающей среды
и рациональное природопользование".
В соответствии с Федеральным Законом "Об охране окружающей природной среды"
в области создана и действует система повышен экологической квалификации руководящих
кадров. При Тверском филиале Северо-Западной академии управления функционируют
курсы, на которых изучаются комплексные проблемы природопользования и охраны
окружающей среды. Программа курсов рассчитана на 24 часа.
При Тверском областном институте усовершенствования учителей действуют проблемные
курсы по переподготовке специалистов экологов, которые за прошедший год закончили
84 человека.
В экологическом просвещении населения активно участвуют учреждения культуры.
Ежегодно проводятся смотры-конкурсы библиотек на [лучшую постановку этой работы.
Дополнительное
экологическое образование и воспитание школьников
Одна из важнейших задач, решаемых педагогическим коллективом Областной станции
юннатов, - экологическое образование школьников, воспитание их в духе любви
и бережного отношения к природе, привлечение к участию в охране и приумножении
природных богатств Тверской области.
Оогромную работу проводит коллектив станции юннатов совместно с Департаментом
образования Администрации Тверской области. Юннаты и педагоги Областной станции
юннатов приняли участие: во Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей
среды, в IV Международном фестивале "Дети и экология: XX1 век".
Наибольшее количество материалов было представлено по номинации "Организация
и проведение массовых экологических, природоохранных мероприятий с учащимися":
программы и сценарии праздников, недель экологии, деловых игр, конкурсов. По
решению жюри победителями здесь стали: учитель биологии гимназии № 2 г. Нелидово
Майкова Г.И., учитель биологии Пушкинской СШ Калининского района Ильяшенко Т.Н.
В номинации "авторские программы" на конкурс были представлены программы
кружков, факультативов, школьного научного общества. Учитель биологии СШ №8
г. Конаково Варанкина В. А. представила на конкурс "Образовательную программу
по экологии с использованием учебно-опытного участка школы"; Чистякова
Т.И., учитель биологии средней школы №11 Ржева представила программы работы
клуба старшеклассников "Почемучка" и научного общества учащихся "Вита".
Как показал конкурс, педагоги области успешно организуют эколого-просветительскую
деятельность, пропаганду экологических знаний среди учащихся, родителей, населения,
организуются работы лекторских групп, выступления экотеатров, агитбригад. Под
руководством педагогов организуется выпуск эколистков, эковестников, работа
со средствами массовой информации.
В апреле 2001 г. на Областной станции юннатов проходила областная конференция
педагогов "Дополнительное экологическое образован школьников: проблемы
и решения". Её целью было развитие и совершенствование работы по дополнительному
экологическому образования и во питанию школьников Тверской области, обмен опытом
педагогической деятельности по организации экологической работы с учащимися.
Юннаты областной станции приняли участие во Всероссийском конкурсе юных исследователей
окружающей среды со своими исследовательскими работами по следующим темам: "Выявление
особенностей распределения птиц по одинаковым биотопам окрестностей пос. Рюти-но
Бологовского района и Паньково Старицкого района Тверской области". Мамонтов
Алексей принял участие во Всероссийской конференции юных исследователей окружающей
среды в Москве.
В апреле 2001 г. в Брянске проходил заключительный тур IV Международного фестиваля
"Дети и экология: XX1 век". Областная станция юннатов представила
на него фотоработы юнната по номинации "Самый добрый детский фотокадр".
В период с 1 по 27 июня 2001 г. на станции юннатов была организована работа
смены эколагеря с дневным пребыванием детей, в их число входили школьники гимназии
№ 44, средней школы № 15 г. Твери, юннаты.