Устойчивое развитие и Местная повестка дня на XXI век
Устойчивое
развитие - это социально-экономическое развитие общества, удовлетворяющее
потребности ныне живущих людей, не ставя под угрозу возможности будущих
поколений.
|
Прошло
десять лет со времени проведения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро по окружающей
среде и развитию и пять - после следующего ее этапа - "Рио+5". Мир
уже давно начал подготовку к саммиту "Рио+10", который состоялся в
2002 году. Самое время вспомнить, что же было одобрено мировым сообществом в
1992 году и с чем согласилась тогда Россия. А вспомнив, продолжить выполнение
этих решений, поскольку мы все очень далеки от полного претворения их в жизнь.
Вместе со всеми участниками Конференции Россия подписала ряд программных документов,
которые должны были определить политику для обеспечения устойчивого развития
и сохранения биосферы Земли. Среди них - два главных: Декларация по окружающей
среде и развитию и долгосрочная программа дальнейших действий в глобальном масштабе
("Повестка дня на ХХI век").
В Декларации отмечается, что правительства должны утвердить национальные стратегии
устойчивого развития с учетом решений, принятых на Конференции. Цели таких стратегий
- экономическое развитие и одновременно защита ресурсной базы и окружающей среды
с учетом интересов будущих поколений. Стратегия устойчивого развития должна
разрабатываться с широчайшим участием всех групп населения.
"Повестка дня на XXI век" является программой конкретных действий
в сфере социально-экономического развития с целью рационального использования
природных ресурсов и охраны окружающей среды для обеспечения процветания человечества.
По своей юридической силе Повестка близка к многостороннему международному соглашению:
государства приняли на себя обязательство руководствоваться данным программным
документом в своей деятельности. В ее четырех разделах содержатся подробные
рекомендации, касающиеся планирования социального и экономического развития,
сохранения и рационального использования ресурсов, укрепления роли основных
групп населения, а также относительно инструментов и методов реализации такой
программы.
Итак, государства по общему согласию должны обеспечить политическую стратегию,
идейную установку на необходимость консолидации всех социальных сил для осуществления
устойчивого развития. Но, конечно, очевидно, что конкретные действия совершаются
на локальном уровне. Именно от местных органов власти, различных организаций
и учреждений, от самого населения и отдельных его представителей - интеллигенции,
молодежи, активных тружеников, пенсионеров-общественников - будут зависеть достигнутые
обществом результаты. Транслируемые сверху ориентиры - лишь одно из условий
успеха. Это осознавали и участники Конференции, в связи с чем в Повестке целый
раздел посвящен необходимости разработки программы действий на местном уровне
("Местная повестка дня - 21", далее - МПД). Более того, было предложено
всем местным сообществам (при ответственности местных органов власти) уже к
1996 году такие программы иметь.
Нас как раз и будет интересовать, что же сделано на этом уровне спустя больше,
чем десять лет. Прежде всего, следует отметить, что действовать активно почти
никто не спешил - западные источники свидетельствуют о "двух годах молчания
после Рио на эту тему". Даже одна из самых передовых в деле охраны окружающей
среды стран - Нидерланды - оказалась не исключением.
В целом мировое сообщество не слишком продвинулось в разработке и реализации
МПД. Доктор Розали Бертелл, представитель Международного института проблем здоровья
общества (Канада), опубликовала к конференции министров окружающей среды "Рио+5"
доклад, в котором дан анализ выполнения (вернее - невыполнения) решений Всемирного
экологического форума в Рио-де-Жанейро в 1992 году.
Но что же все-таки происходит после Рио в России? Реализуя свои международные
обязательства, Россия подготовила и утвердила Указом Президента РФ от 01.04.96
№ 440 "Концепцию перехода Российской Федерации к устойчивому развитию".
Документ был представлен на Первом всероссийском природоохранном форуме. Больше
эта тема, насколько известно, ни руководством страны, ни региональными властями,
ни народом не обсуждалась.
Не ощущается озабоченности по этому поводу и сейчас, в период подготовки к "Рио+10"
и после него. Страна не слышала и не слышит об этом ни в речах политиков, ни
в программных документах, ни в стратегии реформ. С высокой политической трибуны
призывов к обеспечению жизни граждан при учете экологических императивов не
наблюдается. Ключевой целью реформ стал выход из экономического кризиса и перехода
к экономическому росту. Установка на сохранение природы и окружающей среды не
просто забыта - наоборот, делается все, чтобы она не мешала достижению поставленной
экономической цели. Наверное, нет необходимости это доказывать, достаточно вспомнить
ликвидацию природоохранного ведомства и борьбу властей с попыткой "зеленых"
инициировать проведение референдума на эту тему.
Таким образом в России на современном этапе экологически ориентированным гражданам
и организациям просто необходимо обратиться за поддержкой к народу. В большей
степени именно снизу мы сможем подтолкнуть политиков повернуться к ценностям
сбалансированного отношения общества к природе. Это совсем не означает, что
не надо работать на федеральном уровне, не следует лишь этим удовлетворяться.
Но чтобы получить поддержку людей, экологи должны помнить о том, в каком бедственном
положении большая часть населения находится, и направлять свои действия в первую
очередь на заботу о социально-экономическом развитии, учитывая при этом экологические
императивы.
Не будем в подробностях описывать бедственное положение, в котором пребывают
наши города и поселки - их беды и проблемы известны всем из разных источников.
Скажем лишь, что разрешить ситуацию извне никто не способен и не готов, поэтому
действовать людям надо самим. Хотя они по-старинке все еще ждут, что государство
о них вспомнит, что местная власть что-нибудь сделает, а потому лишь стонут
и ворчат. Но не все. Без сомнения, в каждом поселении есть активные люди, пытающиеся
обустроить свою жизнь самостоятельно, а то и преуспевающие в этом. Везде можно
обнаружить талантливых, пытливых и неравнодушных. Наконец, имеется у жителей
и предыдущий опыт, и наработанные способы социальной активности - членство в
общественных организациях (профсоюзы, женсоветы и т.п.) в советские времена.
Пусть те методы совсем другие, несовременные, но в любом случае это социальная
память о том, что можно что-то делать и самим. Однако есть здесь и проблема
- полное отсутствие навыков самоорганизации. Люди на местах почти всегда просто
не знают, с чего начать.
Разработка и реализация МПД в сотрудничестве всех социальных групп на местах
и при активной поддержке российских экологических неправительственных организаций
может изменить ситуацию, по крайней мере, в тех местах, где такая работа будет
идти.
Попытки создать местную стратегию в России уже предпринимаются. Примеров пока
немного, и все нам известные сводятся к исследованию современной ситуации и
планированию будущих действий, а вот этапа реализации практически не наблюдается
или они не описаны. Можно говорить о том, что начался процесс обучения населения
стратегическому планированию, что также является частью МПД, как он был определен
в документах Конференции 1992 года. Российскими экологическими неправительственными
организациями осуществлялись проекты по разработке местных альтернативных концепций
развития, еще не называвшиеся Местной повесткой.
Конечно, не следует думать, что разработка МПД даже в большом количестве городов
и поселков радикально продвинет всю страну к устойчивому развитию. Но, без сомнения,
это может привести к значительным подвижкам как в судьбах конкретных сообществ
местных жителей, так и в их отношении к окружающей их среде и природе, а значит,
и к улучшению их состояния.
Ирина Халий, Женская ассоциация "ЭкоСоциология"