Общая характеристика существующих ООПТ
Тверской области
В
Тверской области организованны ООПТ: государственные природные заповедники,
памятники природы, государственные природные заказники и т.д. Природное разнообразие
Тверской области, обусловлено ее межзональным расположением (от темнохвойной
тайги до широколиственных лесов с элементами тундровой и степной растительности),
сложным разновозрастным рельефом.
К настоящему времени на территории Тверской области образованны: Центрально-Лесной
государственный заповедник (ЦЛГЗ), 633 природных заказников, 403 памятников
природы, 1 ботанический сад, т. е. 1039 ООПТ. Кроме того на особом положении
находится особо охраняемая природная территория - Гос.комплекс "Завидово",
которому присвоен статус национального парка.
Наибольшие суммарные площади ООПТ в Жарковском, Удомельском, Фировском районах.
Наименьшие площади ООПТ в Кесовогорском, Сонковском районах.
Среди государственных природных заказников наиболее представлены болота разных
типов, их количество составляет 537 (84,8% всех заказников). Прочие типы заказников
значительно менее репрезентативны: комплексных лесных и ландшафтных заказников
- 43 (6,8%), общевидовых - 25(3,9%), гидрологических - 10 (1,6%), остальных
заказников - менее 1%.
Среди памятников природы преобладают лесные, ландшафтные - 103 (25,6%), парки
- 84 (20,8%), ботанические памятники природы - 47 (11,7%).
Особенности и проблемы ООПТ Тверской области
Система особо охраняемых природных территорий даже в контексте общей природоохранной
политики, как всего государства, так и отдельных субъектов Российской Федерации,
исторически рассматривалась и рассматривается, как правило, с позиций "остаточного
принципа", т.е. в списке приоритетных задач это направление однозначно
не числится. Причем, зачастую на региональном уровне результаты такого подхода
проявляются наиболее контрастно и отчетливо.
Вероятно, некоторым усредненным примером для центральной полосы России такого
положения дел может выступать Тверская область. В настоящее время система ООПТ
области включает более 1040 объектов. Несмотря на довольно большую численность
ООПТ и суммарную площадь, которую они занимают (около 14% от территории области),
положение по этому направлению нельзя назвать благополучным. Среди большого
количества проблем, связанных с системой ООПТ, можно выделить несколько крупных
блоков.
В первую очередь, большие сложности для функционирования системы ООПТ области
представляет несовершенство нормативно правовой базы, которая своими корнями
глубоко уходит в советский период. Большая часть ООПТ области была создана в
период существования Советского Союза, и если для того периода законов и иных
правовых документов было достаточно для разрешения спорных вопросов, возникающих
вокруг и непосредственно с охраняемыми объектами и территориями, то новые экономические
и политические условия настоящего времени практически делают неработоспособными
прежние правовые документы. Например, большое количество спорных вопросов возникает
по памятникам природы регионального значения, в основе которых лежит несоответствие
прежних нормативных документов нынешним реалиям. К сожалению, много претензий
вызывают и федеральные законы последних лет, в первую очередь, Федеральный закон
"Об особо охраняемых природных территориях", 1995 года. К недоработкам
данного документа и ряда вытекающих из него нормативно-правовых актов относится
отсутствие необходимых подзаконных актов, определяющих функционирование ООПТ
регионального уровня. Не определенными федеральным законодательством остаются
также вопросы экономического характера, в частности по источникам финансирования
ООПТ, компенсации за ограничения хозяйственной деятельности землепользователям
и т.д. Подобные пробелы очень часто восполняются региональными нормативно-правовыми
документами, которые, к сожалению, далеко не всегда, направлены на поддержание
системы охраняемых природных территорий. Для областных администраций они часто
выступают только лишь в роли потребителя региональных бюджетных средств и помехи
в осуществлении хозяйственной деятельности на совместной и сопредельной к ним
территориях.
Комплекс проблем также связан с плохой координацией работ различных природоохранных
ведомств. Так, например, сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда государственная
экологическая экспертиза с легкостью и быстро "пропускает" различные
технические проекты, но буквально годами проводит экспертизы проектов вновь
организуемых ООПТ, даже небольших по площади. Отчасти такая ситуация связана
просто с субъективным фактором, а отчасти с ненужным дублирование некоторых
функций различными структурами власти.
Естественной и актуальной проблемой в управлении региональных ООПТ является
также финансирование ООПТ. Главной проблемой здесь выступает отсутствие возможности
(вернее, создание видимости отсутствия возможности) за счет регионального бюджета
обеспечивать более или менее полноценную охрану природных территорий, например,
за счет организации администраций и служб охраны ООПТ, в первую очередь, больших
по площади объектов.
Еще один недостаток современного положения ООПТ области, впрочем, довольно легко
устранимый - отсутствие тесной координации по организации новых ООПТ, главным
образом, вблизи административных границ области с других субъектами Федерации.
Вероятно, данная проблема актуальна для большинства областей и краев РФ, поэтому
в этом вопросе необходима организация и координация работ со стороны федеральных
структур исполнительной власти, научных учреждений и всероссийских общественных
природоохранных движений. Тем более, что вопрос об организации ООПТ на смежных
межобластных территориях непосредственным образом увязан с формированием экологического
каркаса России.
Тем не менее, несмотря на обозначенные проблемы, ошибки и недоработки, система
ООПТ Тверской области функционирует и пусть недостаточно быстро, чем хотелось
бы, подстраивается под новые условия.
В настоящее время в регионе структурами региональной исполнительной власти в
лице главного управления по природным ресурсам Тверской области совместно с
Тверским государственным университетом проводится широкий спектр работ по усовершенствованию
системы ООПТ области.
В частности, за последние годы проведена инвентаризация всей нормативно-правовой
базы регионального уровня, регламентирующей вопросы организации и функционирования
ООПТ, по завершению которой в области осуществляется интенсивная подготовка
новых нормативно правовых документов, призванных восполнить пробелы в правовом
отношении.
С середины девяностых годов большое внимание уделяется развитию научной базы
системы ООПТ. В данном направлении проводятся научно-исследовательские работы,
с привлечением научных специалистов, по инвентаризации биоразнообразия не только
всего региона, но и конкретных определенных ООПТ. Полученные данные используются
для формирования и ведения кадастра ООПТ Тверской области Для большей эффективности
и упрощения работы с кадастровой формой разработана компьютерная база данных
ООПТ и система управления ей.
Проблемами ООПТ регионального значения являются:
o отсутствие паспортов на многие ООПТ
o отсутствие или несоблюдения режима охраны и зонирования
o нежелание землепользователей содержать ООПТ
o отсутствие финансирования из областного бюджета и т.д.