Общее
положение
о государственных природных заказниках общереспубликанского
(федерального) значения в Российской Федерации
I. Общие положения
II. Цели объявления природных комплексов заказниками
III. Профиль государственных природных заказников
IV. Порядок образования государственных природных заказников
V. Режим государственных природных заказников
VI. Охрана государственных природных заказников
VII. Контроль за соблюдением режима государственных природных заказников
I. Общие положения
1. Государственными
природными заказниками общереспубликанского (федерального) значения (далее -
государственные природные заказники) объявляются природные комплексы, предназначенные
для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов (объектов)
в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других видов природных
ресурсов (объектов).
2. Государственными природными заказниками не могут быть объявлены природные
комплексы, находящиеся на территории государственных природных заказников и
национальных природных парков.
3. Государственные природные заказники находятся в ведении и управлении специально
уполномоченных государственных органов Российской Федерации.
II. Цели объявления природных комплексов заказниками
4. Целями объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются:
(а) сохранение
природных комплексов в естественном состоянии;
(б) сохранение; воспроизводство природных ресурсов (объектов);
(в) поддержание экологического баланса.
III. Профиль государственных природных заказников
5. В зависимости от конкретных задач охраны окружающей природной среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:
(а) ландшафтными
или комплексными, предназначенными для сохранения и восстановления особо ценных
или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;
(б) биологическими (ботаническими и зоологическими),предназначенными для охраны
и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира, в том числе рыбных
запасов, для сохранения и восстановления численности видов живых организмов,
ценных в хозяйственном, научном и эстетическом отношении,а также редких и исчезающих
биологических видов и их генофонда;
(в) палеонтологическими, предназначенными для сохранения мест находок и скоплений
остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое
научное значение;
(г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.п.), предназначенными
для сохранения и восстановления водных объектов и экосистем, а также прилегающих
к ним участков суши, обеспечивающих оптимальный гидрологический баланс;
(д) геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов
неживой природы (торфянников, месторождений минералов и других полезных ископаемых,
примечательных форм рельефа и связанных с ними элементов ландшафта и т.п.).
IV. Порядок образования государственных природных заказников
6. Государственные
природные заказники в соответствии с законодательством Российской Федерации
образуются Правительством Российской Федерации по представлению специально уполномоченных
государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной
среды, согласованному с органами исполнительной власти республик, входящих в
состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований.
7. Изменение границ, реорганизация и ликвидация государственных природных заказников
осуществляется в том же порядке, что и их образование.
8. Объявление природных комплексов государственными природными заказниками производится,
как правило, без изъятия занимаемого ими земельного участка у собственников
земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов. Отвод земельных участков
для заявленной цели допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим
обоснованием его необходимости в установленном порядке.
V. Режим государственных природных заказников
9. На территории
государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью
или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года)
запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая
целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде,
в том числе:
распашка земель;
рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение,
пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных
и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
промысловая, спортивная и любительская охота и лов рыбы, добывание морских млекопитающих
и водных беспозвоночных, иные виды пользования животным миром;
сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических
объектов;
предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства
и огородничества;
проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания
и разработка полезных ископаемых;
строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач
и прочих коммуникаций;
применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений
и стимуляторов роста;
сплав леса;
взрывные работы;
проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавсредств, устройство привалов,
бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования,
препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов
и объектов.
10. Конкретные задачи, профиль и особенности каждого государственного природного
заказника определяются Положением о нем, утвержденным специально уполномоченными
на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей
природной среды, в ведении и управлении которого находится конкретный заказник,
по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской
Федерации, Советами народных депутатов краев, областей, автономных образований.
11. Установленный для каждого государственного природного заказника режим обязаны
соблюдать все без исключения физические и юридические лица, в том числе собственники,
владельцы, пользователи и арендаторы участков земли и акватории, входящих в
границы государственного природного заказника.
12. Государственные природные заказники обозначаются на местности предупредительными
и информационными знаками по периметру их границ.
13. Государственные природные заказники в обязательном порядке учитываются при
разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных
комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.
14. Расходы по обеспечению режима, а также по проектированию и созданию государственных
природных заказников производятся за счет федерального бюджета, а также внебюджетных
государственных и общественных экологических фондов.
VI. Охрана государственных природных заказников
15. Охрана государственных
природных заказников может осуществляться силами специальной службы охраны,
входящей в состав государственных органов, в ведении которых находятся заказники,
а также должностными лицами специально уполномоченных государственных органов
по охране окружающей природной среды, осуществляющих государственный экологический
контроль.
16. К охране государственных природных заказников могут привлекаться специализированные
инспекции, службы и иные формирования предприятий, учреждений, организаций и
объединений граждан, осуществляющие ведомственный и общественный экологический
контроль и надзор за соблюдением установленного порядка природопользования.
VII. Контроль за соблюдением режима государственных природных
заказников
17. Контроль за соблюдением установленного режима государственных природных заказников осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.
Зарегистрировано
в Минюсте РФ 2 февраля 1993 г.
Регистрационный N 133