Как города борются с автомобильными потоками
К
2000 г. более половины населения земного шара жило в городах. Это слишком много,
и по опыту нынешних
городов это означает смог, шум, расползание кварталов и скученность. Между тем
все больше градостроителей ищут новые, зачастую нестандартные пути внедрения
хотя бы небольшого экологического смысла в городской ландшафт. С помощью различных
ухищрений, которые делают использование личного автомобиля делом непопулярным,
города пытаются избавиться от смога. Некоторые из них уже продвинулись на шаг
вперед в решении этой проблемы.
ГОНКОНГ
Для 5,5 млн. людей, живущих в тесноте, всего лишь на 1000 км2, окруженных горами,
передвигаться с места на место не просто. Здесь общественный транспорт использует
все новейшие и удобные способы перевозки пассажиров, которые только можно себе
представить: от железной дороги и велосипедов до паромов и скоростных теплоходов
на подводных крыльях. Сейчас Гонконг внедряет
последнее чудо передвижения: первый в мире пассажирский горный подъемник. Более
экологически чистая альтернатива автомобилям стоит 27 млн. долларов и представляет
собой "движущуюся улицу", которая поднимается на 800 м и по которой
пешеходы могут добраться до магазинов и офисов через удобную сеть тротуаров
и мостов. Ожидается, что эскалатор, который только начал свою работу, будет
за день перевозить 26 000 человек с холмов, где располагаются их дома, до центральной
деловой части города и обратно.
КОПЕНГАГЕН
В этом городе действует удобная сеть велосипедных дорог общей протяженностью
300 км, отчего использовать велосипед становится удобней, чем автомобиль. Уже
25% всех поездок в городе совершается жителями на велосипедах, причем летом
этот процент еще выше. Велосипедная программа, принятая в 1994 г., увеличила
число велосипедистов, предоставляя возможность еще большему числу людей передвигаться
на двух колесах, где бы они ни находились. На специальных стоянках в наиболее
важных местах города можно будет арендовать особо сконструированные велосипеды.
Вы просто опускаете монету а стойку и получаете велосипед напрокат. Затем, возвращая
велосипед на любую из стоянок, вы"автоматически получаете обратно свои
деньги.
СИНГАПУР
Чтобы уменьшить поток машин в этом городе, была установлена плата за передвижение
на дорогах в часы пик. Водители должны купить разрешение и затем показывать
его при въезде в город. Контролеры на
всех въездных дорогах города просматривают поток движущихся машин и штрафуют
на месте нарушителей. В 1975 г., когда эта программа платных дорог только началась,
число автомобилей в часы пик сократилось наполовину. Сейчас в Сингапуре установлены
высокие электронные ворота, которые заменяют служащих на контрольных станциях
при въезде, так как плата взимается автоматически. На каждом автомобиле установлены
радиодатчики, подобные тем полоскам, которые есть на всех импортных товарах
и которые автоматически считываются кассовым автоматом в супермаркетах. При
проезде через контрольный пункт каждый автомобиль автоматически проверяется
на наличие разрешения на въезд в часы пик.
АМСТЕРДАМ
20 лет назад Амстердам и другие голландские города начали перестраивать
свои улицы, чтобы уменьшить поток машин. Так называемые "жилые дворы",
представляющие собой небольшие парки, преграждают дороги, запутывают их в узлы,
что заставляет автомобили снижать скорость и кружить. В Амстердаме также ликвидировали
стоянки автомобилей в центре города и расширили пересекающие весь город велосипедные
дорожки. Затем, в марте 1992 г., жители предприняли еще один важный шаг: они
проголосовали за то, чтобы запретить автомобильное движение в центре города
на площади в 3 км3 и создать кругом зеленые безавтомобильные зоны. С 1994 г.
Амстердам начал избавляться от автомобилей!
Журнал Волна, 4 (29) 2001