Создание
некоммерческой организации (НКО) и ее первые шаги
Практическое пособие
Некоммерческая
организация (НКО), ее место и роль в обществе - Типология НКО - Нормативное
регулирование создания и деятельности НКО - Формирование инициативной
группы - Определение проблемы и выбор ее аспектов - Видение будущего
организации - Определение направлений деятельности и клиентов организации
- Выбор названия организации и ее организационно-правовой формы - Определение
структуры организации - Разработка устава организации - Проведение учредительного
собрания (съезда, конференции) и подготовка учредительных документов
- Учредительные документы - Государственная регистрация - Документы,
необходимые для государственной регистрации - Типичные ошибки инициативных
групп при государственной регистрации НКО - Первые шаги после государственной
регистрации - Отчетность НКО - Последние рекомендации - Приложения
|
Некоммерческая организация (НКО), ее место и роль в обществе
Общаясь с попутчиками в командировках, со своими родными и знакомыми мы нередко испытывали замешательство, отвечая на вопрос: «Где вы работаете?». Испытывали потому что, часто наши ответы вызывали недоумение у собеседников. Что это за чудаки такие: сами придумывают себе работу, сами ее планируют, сами ищут ресурсы для выполнения задуманного! И зачем, ведь власти никакой нет, чтобы на людей надавить и заставить что-либо делать; гарантированное финансирование отсутствует, и дивидендов никаких. Какие еще такие некоммерческие организации? Зачем они нужны? В чем смысл? Так не бывает! Однако, бывает! И чудаков, которые хотят сами, по своей доброй воле помочь решению проблем своего села, поселка, города, района, региона не так и мало в России. На ноябрь 2001г. в Российской Федерации было зарегистрировано более 350 тысяч НКО. Давайте, вспомним некоммерческие организации (НКО), известные россиянам, – «Красный Крест», Детский фонд, Всероссийское общество инвалидов, союзы промышленников и предпринимателей, общества защиты прав потребителей, союзы и советы ветеранов и женщин, торгово-промышленные палаты, «Green Peace», Фонд Сороса. Партийные, религиозные, профсоюзные организации также являются НКО.
В соответствии с российским законодательством, некоммерческая организация (НКО) – это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. То есть прибыль НКО получать может (если будет заниматься предпринимательской деятельностью), но это не ее главная цель, не для получения прибыли создаются некоммерческие организации. Если прибыль получена, то она должна быть направлена на уставную деятельность организации.
C какой целью люди идут работать в НКО? Очевидно, людей в НКО привлекают следующие возможности:
Давайте, разберемся каковы место и роль некоммерческих организаций в обществе. Для начала рассмотрим трехсекторную модель экономики.
1 сектор экономики Главный ресурс – власть |
2 сектор экономики Главный ресурс – деньги |
3 cектор экономики Некоммерческий Главный ресурс – люди |
У каждого из секторов экономики есть сильные и слабые стороны, свои возможности и ограничения. Нелишним будет понимать, в каком секторе экономики вы предпочитаете работать и почему.
Роль НКО в обществе:
Типология некоммерческих организаций (НКО)
Некоммерческие организации - это общее понятие. Существуют разнообразные НКО. Рассмотрим, какими они бывают по целям создания, по принадлежности к государственным и муниципальным органам, по территориальному признаку.
По целям создания
Принадлежность к государственным органам и
органам местного самоуправления
По территориальному признаку (масштабу деятель-ности). Регламентируется только для общественных объединений/ОО (ст. 14 Закона об ОО):
По движению инициативы
Нормативное регулирование
создания и деятельности НКО
Основы деятельности НКО регулируются:
Кроме перечисленных, деятельность НКО регулирует целый ряд других нормативных актов общее число которых превышает 800 (см. приложение).
Из федеральных законов «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях» следует, что некоммерческие организации более общее и широкое понятие, чем общественные объединения.
Организационно-правовые формы некоммерческих организаций:
Таким образом, общественные объединения (общественные организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности, общественные учреждения, ассоциации и союзы общественных объединений, общественные фонды) являются некоммерческими организациями. Автономные некоммерческие организации, некоммерческие учреждения, некоммерческие фонды, некоммерческие партнерства, некоммерческие учреждения, некоммерческие ассоциации и союзы НЕ являются общественными объединениями, но являются некоммерческими организациями (НКО). Учреждения, фонды, ассоциации и союзы могут быть зарегистрированы как общественные или как некоммерческие.
Рассмотрим подробнее специфику упомянутых законов:
Показатели | Закон "Об общественных объединениях" | Закон "О некоммерческих организациях" |
Организационно-правовые формы | Общественные организации, общественные движения, органы общественной самодеятельности, общественные учреждения, ассоциации и союзы общественных объединений, общественные фонды (ст.7) | Автономные некоммерческие организации, некоммерческие учреждения, некоммерческие фонды, некоммерческие партнерства, некоммерческие ассоциации и союзы /условно не учтены общественные объединения/ (ст.2) |
Государственная регистрация |
Не обязательна (ст. 21). Регистрирует региональный орган Министерства юстиции РФ. Продолжительность рассмотрения заявления о регистрации не более 1-го месяца (ст. 22). |
Обязательна (ст.3). Регистрирует специальный муниципальный орган или региональное подразделения Министерства юстиции РФ, или регистрационная палата.
Продолжительность регистрации в течение 3-х дней с даты представления необходимых документов, либо в течение 30-ти календарных дней с даты почтового отправления, указанной в квитанции об отсылке учредительных документов (согласно Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года № 1482) /п.5/. |
С момента введения Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», с 01 июля 2002г. срок государственной регистрации всех НКО (включая общественные объединения) будет составлять не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст.8). | ||
Организация считается созданной | С момента проведения учредительного собрания, которое: принимает решение о создании организации, утверждает ее устав, избирает руководящие и контрольно-ревизионные органы (обязательно наличие учредительного протокола) /ст.18/ |
С момента государственной регистрации (ст.3) |
Учредители |
Не менее трех физических и/или юридических лиц (ст.18). Учредители – юридические лица могут быть только общественными объединениями (ст.18). |
Может быть одно юридическое или физическое лицо за исключением ассоциации/союза и некоммерческого партнерства (ст.15).
Учредители - юридические лица могут быть любыми организациями (государственными, муниципальными, коммерческими, некоммерческими) /ст. 15/ |
Членами организации могут быть |
Юридические (только общественные объединения) и физические лица (в т.ч. иностранные граждане и лица без гражданства) /ст.19/.
Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет. Членами и участниками молодежных общественных объединений - граждане, достигшие 14 лет (ст.19). |
Членами ассоциации и союза могут быть любые юридические лица. Членами некоммерческого партнерства могут быть любые физические (с 18 лет) /ст. 21 ГК РФ/ и юридические лица. |
Открытость | Информация об учредительных и программных документах
должна быть общедоступной (ст.15). |
Для вышеуказанных организационно-правовых форм законом не предусмотрена (общую формулировку для всех НКО см. ниже) |
Размеры и структура доходов некоммерческой организации, а также сведения о размерах и составе имущества некоммерческой организации, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации не могут быть предметом коммерческой тайны (ст.32). | ||
Обязанности |
|
Для вышеуказанных организационно-правовых
форм законом не установлены (общие обязанности для всех НКО см. ниже). |
|
||
Взаимодействие с государственными
и муниципальными органами |
|
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают государственные и муниципальные учреждения, закрепляют за ними имущество на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляют их полное или частичное финансирование (ст.31). |
Государственная и муниципальная поддержка |
Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе (ст.17). |
Для вышеуказанных организационно-правовых форм законом не установлена (общие формулировки для всех НКО см. ниже). |
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку (ст.31). |
После того, как вы разобрались в специфике некоммерческих организаций и законов,
регулирующих деятельность НКО можно действовать по двум сценариям, каждый из
которых имеет свои плюсы и минусы.
Первый – найти уже работающую НКО и стать ее членом, сотрудником или волонтером. Плюс в том, что вам не надо искать единомышленников, заботится о формальностях: готовить документы и регистрировать организацию. Возможные минусы – вы можете не найти организацию в той сфере, которая вас интересует или у вас могут не сложиться отношения с коллективом сложившейся НКО или вы долго не сможете реализовать свой лидерский потенциал.
Второй – создать новую НКО, если вы понимаете, что только так сможете достичь задуманного. С чего начать? Прежде всего, убедитесь, что ваше желание – не сиюминутный порыв. Ведь предстоит привлечь других людей, и вы, в случае неуспеха, рискуете потерять их доверие. Убедились? Тогда за дело!
Мы советуем вам начать с создания инициативной группы. Ее состав может во многом влиять на успех вашей организации. Очевидно, что организация, в первую очередь, будет нуждаться в единомышленниках.
Главное и основное условие выживания и развития вашей организации – ни деньги, ни помещение, ни личные связи, а умелая работа с людьми. Как показывает опыт, без хорошей внутренней атмосферы, слаженности в работе никакие связи и возможности не помогут. Поэтому важно, чтобы участники инициативной группы, а затем и сотрудники организации обладали такими качествами, как – умение брать на себя ответственность за результаты работы; уважение к другим людям, их мнению; способность к взаимодействию.
Формирование инициативной группы
В том случае, если участники инициативной группы намереваются работать в организации, может представлять интерес их личностные особенности и профессиональные возможности. Поэтому, при формировании инициативной группы можно учесть следующее.
1. Независимо от направлений деятельности вашей организации, вы скорее всего будете осуществлять:
2. Для эффективной работы команды вашей организации, желательно, чтобы ее участники могли выполнять следующие ролевые функции.
3. Для успешного решения поставленных задач желательно, чтобы участники команды обладали полным набором личностных характеристик. Желательно, чтобы в вашей команде были люди:
Инициативная группа сформирована и следующий вопрос, на который ей следует ответить: «С какой целью создается ваша организация?». Ответ на этот вопрос будет записан в уставе вашей организации и будет задавать рамки ее деятельности. Сформулированной цели будут соответствовать задачи и методы вашей работы. Поэтому отнеситесь к определению целей организации серьезно и скурпулезно.
Определение проблемы и выбор ее аспектов
Очевидно, ваша организация создается для решения каких-то социальных проблем. Давайте подробнее остановимся на определении проблем, в решении которых ваша инициативная группа заинтересована в первую очередь.
Проблема - несоответствие между желаемым
и действительным.
Социальная проблема – несоответствие между желаемым и действительным
состоянием социальной жизни, когда это несоответствие затрагивает не отдельных
членов общества, а их достаточно значительные группы, которые заинтересованы
в изменении нынешнего состояния.
Аспект – точка зрения, взгляд на что-либо.
Аспект проблемы – точка зрения о проблеме; какая-то составная часть или
подход к решению крупной проблемы.
Пример: Неудовлетворительное санитарное состояние городов и варварское отношение населения к зданиям и сооружениям на планете N-ской - социальная проблема. Нежелание жильцов поддерживать чистоту и порядок на лестничных площадках и во дворе дома № X по улице Захолустной в городе Y на планете N-ской - один из аспектов этой социальной проблемы.
Некоммерческой организации разумнее сосредоточиться на каком-то определенном аспекте социальной проблемы, а не пытаться улучшить состояние социальной жизни в планетарных масштабах.
Различие между обдумыванием проблемы в целом и анализом ее отдельных аспектов – важнейший фактор при создании организации и в ходе ее работы. Это различие может стать причиной серьезных разногласий между членами любой группы, как молодой, так и опытной.
Любая проблема предполагает наличие различных аспектов, различных подходов к ее разрешению. Поэтому следует тщательно и всесторонне рассмотреть каждый из них. Не забудьте проанализировать все с точки зрения организатора. Ответьте на вопросы:
Перед тем как группа приступит к выбору аспектов, стоит задать вопрос ее членам: «Каковы, по-вашему, критерии выбора аспекта?» Запишите все ответы на бумаге и попытайтесь найти общую точку зрения, с которой согласятся все участники. Это намного облегчит выбор аспектов и поможет сделать этот выбор обоснованно.
Оптимальный аспект проблемы должен отвечать большинству из следующих критериев:
Аспект проблемы ваша инициативная группа выбрала. Очевидно, целью создаваемой организации будет решение этого самого аспекта проблемы. При формулировании целей организации не советуем вам использовать отрицание. О причинах такого совета мы погорим в следующем разделе.
Видение будущего организации
Видение – это мечта. Это ответ на вопросы:
Организациям как и людям - чтобы двигаться вперед надо знать, куда двигаться и зачем. Но не менее важно, чтобы каждый в вашей организации был согласен с тем, куда вы идёте, зачем вы это делаете и его личное видение (образ) организации, её будущего и целей, было составной частью общего видения и наоборот.
Люди стремятся к коллективному видению, потому что хотят делать вместе важное и полезное дело.
Такое коллективное видение не просто идея, а движущая сила человечества. Оно создаёт то чувство общности и единения, которое цементирует организацию и задаёт направленность любой работе.
Чем же образ, видение нашего будущего отличаются от целей? Они близки, но разница есть. Цель - это направление. Видение – ясная, красочная и детальная картина желаемого будущего.
Пример: Цель организации - Материальная помощь и социальная адаптация бездомных детей, воспитанников детских домов и социальных приютов. Видение будущего организации - Мы видим, что не менее двадцати девочек и одиннадцати мальчиков при нашем участии приняты в приемные семьи. - Мы видим, как один мальчуган усыновлен сотрудницей нашей организации и все у него благополучно. - Мы видим, как все эти ребята успешно закончили школу. - Мы видим, как семь наших питомцев поступили в вуз, а четверо в колледж. - Мы видим, как четверо молодых людей, которым мы помогли, особенно привязались к нам. Они часто заходят к нам на работу, чтобы рассказать о своих делах и получить добрый совет. - Мы видим, как люди все чаще обращаются к нам за консультациями, они благодарны нам за помощь.
У большинства людей (и организаций) отсутствует умение создания притягательного образа. Если спросить людей, чего они хотят, то большинство расскажет о том, от чего им хочется избавиться - от загрязнения окружающей среды, от роста преступности, от испорченных отношений в семье и на работе... Вся наша культура пронизана этой патологической нацеленностью на "работу против", а не "работу за".
К сожалению, многие некоммерческие организации в мире проповедуют «негативное видение», фокусируясь на уходе от не желаемого - кампании против курения, против наркотиков, против атомной энергии, против коррупции, против обязательной воинской службы, и т.д.
Три причины, по которым "негативное видение" не ведёт к росту организационной эффективности:
Существует два основных стимула, питающих деятельность
любой некоммерческой организации: страх и желание.
Страх лежит в основе негативных образов. Желание управляет позитивными.
Страх может подвигнуть людей на великие свершения, но не надолго, в то время
как желание служит неиссякаемым источником роста и совершенствования.
Определение направлений
деятельности и клиентов организации
Теперь нужно определить направления деятельности организации. При этом, стоит учесть как склонности и особенности участников инициативной группы, так и возможные перспективы, которые сегодня могут показаться фантастичными, а через несколько лет станут привычными и обыденными.
При выборе направлений деятельности организации есть резон задуматься об этом в категориях экономики. В первой части пособия мы говорили о том, что некоммерческий сектор – один из секторов экономики. Поэтому, если вы планируете заинтересовать доноров (организациями, которые оказывали материальную поддержку уставной деятельности вашей НКО) своей деятельностью, привлечь ресурсы, необходимые для развития организации есть смысл посмотреть на нее глазами экономиста.
Какие продукты будет производить ваша организация? Этот вопрос часто приводит в недоумение сотрудников и волонтеров НКО. А зря. Ведь продукт ничто иное, как конкретный итог деятельности по какому-либо направлению. Для любой организации характерны следующие основополагающие процессы:
Передача продукта во внешнюю среду -
Изготовление продукта - Получение ресурсов из внешней среды - Передача
продукта во внешнюю среду
|
Пример: Одно из направлений деятельности
организации «Телепузики снова в строю» - пропаганда здорового образа жизни.
Тогда продуктами такой деятельности могут стать: информационные бюллетени, методические
пособия, семинары, консультации и проч. Поэтому, когда мы задумываемся о продукте,
предполагаемое направление деятельности становится более конкретным и понятным.
В итоге легче определить перспективно ли оно для создаваемой организации.
Если организация производит продукт, то есть и потребитель этого продукта –
клиент организации. Понятие «клиент» часто не нравится людям, занятым в некоммерческом
секторе экономики и они используют другое понятие – «целевая группа».
Назначение каждой НКО – служить людям, другим организациям, которые и являются клиентами. Успех НКО не достижим без максимального и качественного удовлетворения потребностей клиентов. Для удовлетворения нужд, нужно для начала эти нужды знать, как и потребности, мнение ваших клиентов. Наибольший эффект может обеспечить сотрудничество с клиентами, вовлечение их в решение собственных проблем. В итоге, максимум, что может сделать НКО – это помочь своим клиентам научиться самостоятельно без внешней поддержки преодолевать свои сложности и удовлетворять свои потребности.
Итак, самое время определить целевую группу или конкретную категорию граждан или организаций, для которых будет работать создаваемая организация. Трудно представить, что сил вашей организации хватит на то, чтобы помочь всем жителям планеты Земля. Хотя некоторые НКО, смело заявляют об именно такой своей целевой группе. Чем яснее и четче определен клиент организации, тем ей легче планировать свою работу, решать поставленные задачи и развиваться.
После выбора направлений деятельности, не забудьте
уточнить какие государственные, коммерческие и некоммерческие организации уже
занимаются в вашем регионе решением тех же проблем. Определите чем ваша организация
будет отличаться от уже существующих.
Выбор названия организации
и ее организационно-правовой формы
Теперь можно подумать о названии создаваемой организации. Название, отражающее цели работы, часто оказывается большим плюсом для группы. Люди, для которых эти цели привлекательны, с удовольствием присоединятся к вашей группе. С другой стороны, было бы неплохо, чтобы название вашей организации отличалось от других НКО с подобными направлениями деятельности не только в вашем, но и в других российских регионах.
Если пришла пора выбирать название, опросите всех участников инициативной группы. Не останавливайтесь на каком-либо названии, пока не убедитесь, что можно выдвинуть множество «за» него и ни одного «против». Уделите этой процедуре достаточно времени, чтобы результат действительно удовлетворил вас.
Предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации по выбору названия организации:
Мы советуем вам уделить серьезное внимание выбору организационно-правовой формы. Потому из-за плохо продуманного выбора организационно-правовых форм возникают проблемы с учредителями, членами, государственным регистрирующим органом, донорами (организациями, которые оказывали материальную поддержку уставной деятельности), кредиторами (долгами, которые у организации накопились), дальнейшим существованием организации.
При выборе организационно-правовой формы НКО нужно руководствоваться:
Проведем сравнительный анализ организационно-правовых форм НКО по этим критериям.
Организационно-правовые формы НКО
организациооно-правовая форма
|
цели деятельности
|
высший руководящий орган и порядок
его формирования
|
членство
|
постоянно действующий орган управления
(исполнительный орган)
|
порядок управления имуществом
|
особенности
|
Закон РФ "Об общественных объединениях"
|
||||||
Общественная организация | Совместная деятельность для защиты общих интересов и достижение уставных целей объединившихся граждан | Общее собрание (съезд, конференция) членов |
Есть |
Выборный коллегиальный орган, подотчётный общему собранию (конференции, съезду) |
Учредители, члены не сохра-няют прав на переданное ими в собственность организации имущество, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по обязательствам своих учредителей, членов |
Наиболее распространенная форма.
Учредители –физические лица (не менее трех) и могут быть юридические лица, которые являются общественными объединениями |
Общественное движение |
Преследует социальные, политические и иные общественно-полезные цели, поддерживаемые участниками движения |
Общее собрание (съезд, конференция) участников |
нет | Выборный коллегиальный орган, подотчётный общему собранию (конференции, съезду | Учредители не сохраняют прав на переданное ими в соб-ственность организации иму-щество, не отвечают по обяза-тельствам организации, а ор-ганизация не отвечает по обя-зательствам своих учредитей |
Учредители –физические лица (не менее трех) и могут быть юридические лица, которые являются общественными объединениями |
Орган общественной самодеятельности |
Совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы, учебы | Самоуправление в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей | нет |
Собрание участников (учредителей) |
Учредители не сохраняют прав на переданное ими в собственность организации имущество, не отвечают по обязательствам организации, а организация не отвечает по Обязательствам своих учредителей |
Учреждается активными гражданами, но осуществляет свою деятельность в интересах широкого круга лиц. Привязка к месту жительства, работы или учёбы. чредители –физические лица (не менее трех) и могут быть юридические лица, которые являются общественными объединениями |
Ассоциации (союзы) Общественных объединений |
Решение общих проблем членов ассоциации (союза) | Собрание юридических лиц общественных объединений | есть | Выборный коллегиальный орган |
Члены ассоциации несут субсидиальную ответсвенность по обязательствам ассоциации. Имущество переданное ассоциации и приобретенное ею является собственностью ассоциации |
Учредители только юридические лица, которые являются общественными объединениями |
Общественное учреждение |
Оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям учреждения |
Лица, назначенные учредителем либо избираемые участниками | нет | Лица, назначенные учредителем или создаётся коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг | Учреждение не является собственником имущества. Собственник имущества – учредитель |
Содержание деятельности определяет учредитель, который полностью или частично финансирует деятельность учреждения. Устав учреждения утверждает-ся собственником. Если учреждение осуществляет деятельность, подлежащую государственному лицензирова-нию, то оно обязано получить соответствующую лицензию. В противном случае деятельность учреждения будет незаконной. Учредители –физические лица (не менее трех) и/или юридические лица, которые являются общественными объединениями. |
Общественный фонд |
Формирование имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений, использование данного имущества на общественно полезные цели | Формируется учредителями и /или/ его участниками путем персонального назначения или избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании | нет | В законе нет определений, обычно Правление |
Фонд является собственником имущества.
Учредители и управляющие не вправе использовать имущество в собственных интересах. |
Обязательная ежегодная аудиторская проверка и создание Попечительского совета. По логике Фонд не может нормально работать как незарегистрированная организация, хотя такая возможность законом допускается. Учредители –физические лица (не менее трех) и/или юридические лица, которые являются общественными объединениями. |
Закон РФ "О некоммерческих организациях"
|
||||||
Учреждение (НКО) |
Для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера |
Формируется учредителями и /или/ его участниками путем персонального назначения учредителем или избрания участниками на общем собрании |
нет | Лица, назначен-ные учредителем или создаётся кол-легиальный орган, избираемый участ-никами, не являю-щимися учредите-лями данного учреждения и потребителями его услуг |
Учреждение не является собственником имущества.
Собственник имущества – учредитель. |
Содержание деятельности определяет учредитель, который полностью или частично финансирует деятельность учреждения. Устав учреждения утверждает-ся собственником. Некоторые виды услуг могут потребовать оформления государственной лицензии. Учредители физические и/или любые юридические лица (может быть один). |
Некоммерческий фонд |
Формирование имущества на основе добровольных взносов для использование данного имущества на социальные, благотворительные, иные культурные, образовательные, иные общественно полезные цели. |
Формируется учредителями и /или/ его участниками. Пути: персональные назначения, избрание участниками на съезде (конференции) или общем собрании. |
нет | В законе нет определений, обычно Правление |
Фонд является собственником имущества.
Учредители и управляющие не вправе использовать имущество в собственных интересах. |
Обязательная ежегодная аудиторская проверка и создание Попечительского совета. Учредители физические и/или любые юридические лица может быть один). |
Ассоциации и союзы (НКО) |
Решение общих проблем членов ассоциации (союза) | Общее собрание членов юридических лиц (любых) | есть | Коллегиальный и /или/ единоличный орган назначаемый общим собранием членов |
Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации. Имущество переданное ассоциации и приобретенное ею является собственностью ассоциации. |
Учредители любые юридические лица (не менее двух) |
Некоммерческое партнерство |
Содействие членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, а также иных целей, ориентированных на достижение общественных благ | Общее собрание членов | есть | Коллегиальный и /или/ единоличный орган назначаемый общим собранием членов. |
После ликвидации имущество возвращается владельцам. Всё имущество принадлежит на праве собственности самой организации. При выходе или исключении из партнерства выбывшие члены имеют право на получение части имущества. |
Учредители физические и/или любые юридические лица (не менее двух) |
Автономная некоммерческая организация |
Предоставление услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физкультуры, спорта и иных услуг |
Совет учредителей. Лица, являющиеся работниками организации, не могут составлять более чем 1\3 общего числа членов коллегиального высшего органа управления |
нет | Коллегиальный высший орган управления | Имущество, переданное учредителями является собственностью организации |
Учредители не сохраняют прав на переданное
организации имущество.
Учредители физические и/или любые юридические лица (может быть один). |
Закон "О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях"
|
||||||
Благотворительные организации могут создаваться в любых формах некоммерческих организаций |
Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» определяет четкий перечень целей |
Коллегиальный орган, формируемый в порядке, предусмотренном уставом организации.
В составе высшего органа управления может быть не более одного работника ее исполнительных органов. |
Могут быть.
В ассоциации, союзе и НК партнерстве члены должны быть благотворительными организациями. |
Создается в зависимости от выбранной организационно-правовой формы и устава организации | В соответствии с организационно-правовыми формами |
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, а так же государственные и муниципальные учреждения не могут выступать учредителями благотворительной организации. Учредителем некоммерческого учреждения может быть только благотворительная организация.
Члены высшего органа управления и должностные лица не вправе занимать штатные должности в администрации коммерческих и некоммерческих организаций, учредителем (участником), которых является эта благотворительная организация. |
Комментарии по организационно-правовым формам НКО
1. Очевидно, что в организационную систему любой НКО заложен
принцип разделения полномочий «законодательной» (высший орган управления) и
исполнительной (руководитель с аппаратом штатных сотрудников) властей. Поэтому,
вовсе не обязательно чтобы оба органа представляли одни и те же люди.
Более того, организации, созданные в таких организационно – правовых формах
как учреждения и особенно фонды, лица, представленные в органе высшего управления,
как правило, не являются штатными сотрудниками организации.
Так, например, выбор такой организационно-правовой формы как некоммерческое
учреждение, особенно целесообразен тогда, когда учредителем выступает государственная,
муниципальная или коммерческая организация, которая заинтересована в решении
каких-либо проблем посредством предоставления определенных видов услуг, но по
каким-то причинам не может сама выполнять соответствующую работу.
2. Один из непростых вопросов при создании организации –
это вопрос о членстве. Нужно ли оно? Что оно дает? Очевидно, членские организации
самые распространенные среди российских НКО и наиболее демократичные. Ведь самые
важные для организации вопросы решаются на общем собрании (съезде, конференции)
ее членов. Это замечательно! Но есть и некоторые сложности, характерные для
членских организаций.
Одна из них – это развитие организации, в результате которого со временем выделяется
две части членов – активные, «болеющие» за организацию и вкладывающие в ее развитие
свой труд, время, силы, и пассивные, основная роль которых заключается в том,
чтобы участвовать на собраниях (съездах, конференциях). И те, и другие имеют
право голоса при решении организационных вопросов на общем собрании (съезде,
конференции).
Сложность вторая – это членские взносы. Если уставом вашей организации членские
взносы предусмотрены, то вполне вероятны сложности со сбором членских взносов
и пересмотром их размера в результате инфляции. Чтобы избежать этой сложности
можно закрепить в уставе размер членских взносов в долях от минимального размера
оплаты труда и автоматическое прекращение членства в случае неуплаты членских
взносов в течение календарного года.
Один из формальных показателей успешности членских организаций – это численность
ее членов. Очевидно, что с ростом числа членов осложняется процесс управления
организацией, вероятно появление не только актива, но и «пассива». Это третья
сложность.
Если вы сможете избежать описанных трудностей или пережить их без тяжелых последствий
для организации, значит, против членства в создаваемой вами организации особых
аргументов нет!
3. Фонд (как общественный, так и некоммерческий) одна из
самых сложных организационно-правовых форм НКО.
В связи с тем, что эта форма предназначена для аккумулирования средств, фонду
необходим высокопрофессиональный уровень управления, по крайней мере, по вопросам:
связей с общественностью (PR-деятельность), привлечения материальных ресурсов
(фандрейзинг), управления финансами, работы с клиентами (целевой группой фонда).
Фонды обязаны публиковать ежегодные отчеты о своей деятельности (ст. 118 ГК
РФ и ст. 7 Закона «О некоммерческих организациях»). Законодательством РФ не
предусмотрена обязанность ежегодных аудиторских проверок фондов. Однако, такая
обязанность предусмотрена для благотворительных фондов Постановлением Правительства
РФ от 07.12.94. № 1355.
4. Учреждение (как общественное, так и некоммерческое) создается
и финансируется (полностью или частично) собственником/ми. Учредитель (собственник)
несет ответственность не только по содержанию, но и по деятельности созданного
учреждения, т.е. несет субсидиарную ответственность по обязательствам и долгам
учреждения в случае недостаточности его имущества.
Собственник всего имущества учреждения – его учредитель. Собственник вправе
изымать излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество
учреждения и распоряжаться им по своему усмотрению, а также отчуждать или иным
способом распоряжаться закрепленным за учреждением имущества. Учреждения являются
формой НКО – несобственника и обладает имуществом лишь на праве оперативного
управления.
Учредитель обладает широким кругом прав по вопросам: формирования высшего руководящего
органа, назначения лиц в постоянно действующий орган управления, утверждения
устава
5. Благотворительные организации. Поскольку довольно
часто возникает вопрос о деятельности благотворительной организации, остановимся
на этом немного подробней.
Не каждая некоммерческая организация является благотворительной. Поскольку с
благотворительным статусом связаны определенные права (например, право на льготы)
и обязанности, руководителю следует точно знать, относится ли его организация
к этой категории.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность благотворительных организаций,
является ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
от 11 августа 1995 г. В соответствии с нормами этого закона необходимо различать
понятия «благотворительная деятельность» и «благотворительная организация».
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная
деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на
льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том
числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг,
оказанию иной поддержки. Таким образом, первым существенным признаком благотворительной
деятельности является ее бескорыстный характер: такая деятельность всегда убыточна,
она не может приносить дохода. Второй существенный признак – цели этой деятельности.
Все цели благотворительной деятельности сформированы в законе и не подлежат
расширенному толкованию. Эти цели таковы:
Направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
Благотворительной деятельностью вправе беспрепятственно заниматься все граждане и юридические лица. Но не каждая организация, которая занимается благотворительной деятельностью, является благотворительной. У благотворительной организации есть три существенных признака:
1) она должна быть некоммерческой (любой организационно-правовой
формы);
2) она должна быть неправительственной (негосударственной и немуниципальной);
3) она должна быть специально создана для реализации вышеперечисленных целей.
Если муниципальный театр один раз в месяц дает бесплатный спектакль для сирот, то он занимается благотворительной деятельностью, но не становится при этом благотворительной организацией. Аналогична позиция коммерческого банка, оказывающего помощь детской музыкальной школе. Не будет благотворительной и та неправительственная некоммерческая организация, в уставе которой благотворительные цели упомянуты среди прочих. Само слово «благотворительная» в названии организации при этом существенной роли не играет.
В свою очередь, если вы создаете благотворительную организацию (и это внесено в название и устав), то она может заниматься только той деятельностью, которая определена Законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.
В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.
При этом, для благотворительных организаций предусмотрен ряд льгот по налогообложению, в том числе по налогу на прибыль, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на добавленную стоимость.
6. При выборе оптимального варианта организационно-правовой формы следует учитывать ряд вопросов финансового характера и вопросов, связанных с ликвидацией организации:
Помимо льгот, предусмотренных для всех НКО, некоторые категории НКО могут иметь льготы по уплате отдельных видов налогов. В условиях современной России очень сложно учитывать влияние этого фактора на длительную перспективу, поскольку серьезные изменения в налоговое законодательство вносятся как минимум один раз в год.
Льготу по налогу на имущество имеют только общественные объединения, ассоциации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Широким кругом налоговых льгот обладают общественные организации инвалидов и религиозные объединения, а также хозяйственные общества, созданные данными организациями.
Определение структуры организации
После выбора организационно-правовой формы можно приступить к определению структуры организации.
Многие организации неприязненно относятся к жестким иерархическим структурам. Однако, существует две веские причины чтобы настоятельно рекомендовать не отказываться от того или иного типа формальной структуры:
1. Ответственность: определенные люди должны выполнять определенные обязанности. Но они будут выполнять эти обязанности только в том случае, если они: распределены в разумных пропорциях, возложены на тех, у кого для этого есть наибольшие способности и желание.
2. Публичное представительство: те от кого зависит принятие решений (чиновники и предприниматели) в интересах Вашей организации, склонны отдавать предпочтение группам с четко очерченной иерархической структурой.
Производить впечатление хорошо организованной группы – это жизненная политика, обеспечивающая нормальную деятельность и развитие любой организации в обществе. Кроме того, представителям СМИ, партнерам должно быть ясно, к кому из членов группы следует обращаться с тем или иным вопросом. В этом им помогут распространенные названия должностей.
Обычно в структуре организации обязательно выделяют четыре ответственных поста: руководителя, его заместителя, секретаря или офис-менеджера, казначея или бухгалтера. Важно не только как называется пост, но и функции, которые выполняют люди этот пост занимающие.
Обычно деятельность организации эффективна тогда, когда работа распределяется по отдельным комитетам или группам. Чаще комитеты формируются когда в них возникает необходимость - в связи с проведением акции или другого мероприятия. Но целесообразна постоянная работа, по крайней мере двух комитетов:
Обязательно установите сроки полномочий всех должностных лиц и комитетов, это облегчит такие процедуры как:
Структуру можно назвать ясной и четкой, когда и штатные сотрудники, члены и добровольцы организации отчетливо представляют себе, что же такое они строят. А гармоничной и непротиворечивой она будет в том случае, если все ее составляющие элементы полностью вписываются в исходную идею и усиливают друг друга. Ни один из элементов структуры не должен преобладать над другим.
Если не будет выработана структура, определяющая порядок принятия решений, вашей организации вместо бурной деятельности грозит полный паралич.
Разработка устава организации
Основной учредительный документ некоммерческой организации – устав, утверждаемый ее учредителями. Законом о некоммерческих организациях и Законом об общественных объединениях определено, какие положения должны найти обязательное отражение в уставе.
Закон РФ «Об общественных объединениях» |
Закон РФ «О некоммерческих организациях» |
В уставе общественного объединения должны быть указаны:
1) название, цели общественного объединения, его организационно - правовая форма;
2) структура общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
4) компетенция и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
7) порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения. |
В уставе некоммерческой организации должны
быть указаны:
1) наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;
2) место нахождения некоммерческой организации;
3) порядок управления деятельностью;
4) предмет и цели деятельности;
5) сведения о филиалах и представительствах;
6) права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство);
7) источники формирования имущества некоммерческой организации;
8) порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации;
9) порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. |
- Устав фонда также должен содержать
наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда;
указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке
их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения,
о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
- Устав фонда должен предусматривать формировании попечительского совета фонда. Если при подготовке учредительных документов фонда учредители не внесут в устав положение о том, что высшей руководящей орган фонда может вносить изменения в устав фонда, то такие изменения может внести только суд по заявлению руководящих органов или органа осуществляющего надзор за деятельностью фонда. |
Закон об общественных объединениях является специальным по отношению к Закону о некоммерческих организациях, который носит общий характер. Поэтому при подготовке устава общественной организации необходимо в большей степени руководствоваться законом специальным.
Проведение учредительного собрания
(съезда, конференции) и подготовка учредительных документов
При подготовке учредительного собрания стоит убедится, что:
При проведении собрания необходимо:
Полезно:
Учредительные документы
Закон РФ «Об общественных
объединениях» (для общественных объединений/ОО) |
Закон РФ «О некоммерческих организациях»
(для остальных НКО)
|
Учредительными документами НКО являются: устав, учредительный договор, решение собственника о создании учреждения. | |
- Учредительными документами ОО являются протокол учредительного собрания, устав ОО, решение собственника о создании учреждения. | - Учредители ассоциации и союза обязательно
должны заключать учредительный договор.
- Учредители автономной некоммерческой организации и некоммерческого партнерства вправе заключать учредительный договор
- В учредительном договоре учредители обязуются создать НКО, определяют порядок совместной деятельности по созданию НКО, условия передачи ей своего имущества и участия в ее деятельности, условия и порядок выхода учредителей (участников) из ее состава.
- Учредительные документы ассоциации (союза), некоммерческого партнерства также должны содержать условия о составе и компетенции их органов управления, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза), некоммерческого партнерства. |
Государственная регистрация
Государственная регистрация НКО предусмотрена законом, в тоже время общественное объединение может не проходить государственной регистрации. Стоит ли регистрировать общественное объединение? Этот выбор должны сделать именно вы. Однако, заметим, что с момента государственной регистрации общественное объединение приобретает следующие права:
Отсутствие статуса юридического лица сужает круг прав общественных объединений, но не освобождает их от обязанностей и ответственности (ст. 41 Закона «Об общественных объединениях»).
Документы, необходимые для государственной регистрации
Закон РФ «Об общественных объединениях» (для общественных объединений/ОО) |
Закон РФ «О некоммерческих организациях» (для остальных НКО) |
- заявление о регистрации организации в регистрирующий
орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа общественного
объединения с указанием места жительства каждого;
- устав общественного объединения в двух экземплярах;
- выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;
- сведения об учредителях;
- документ об уплате регистрационного сбора;
- документ о предоставлении юридического адреса общественному объединению;
- протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального общественных объединений;
- при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав - документы, подтверждающие правомочия на их использование. |
- заявление учредителей (как правило, форма заявления утверждается
регистрирующим органом);
- протокол учредительного собрания;
- учредительный договор или решение учредителей о создании организации;
- информацию об учредителях (полное имя, паспортные данные, домашний адрес, год рождения, телефоны — для физических лиц;
- если учредителем некоммерческой организации выступает уже созданное юридическое лицо, то представляются нотариально заверенные копии его учредительных документов, полное наименование, юридический адрес, номер банковского счета);
- устав создаваемой некоммерческой организации;
- документ (гарантийное письмо), подтверждающий наличие у создаваемой некоммерческой организации юридического адреса, который предоставляется ей уже действующим юридическим лицом;
- квитанция об уплате регистрационного сбора. |
С момента введения Федерального закона «О государственной
регистрации юридических лиц», с 01 июля 2002г. перечень документов, необходимых
для государственной регистрации всех НКО (включая общественные объединения)
будет следующим:
а) заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ (в заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям к учредительным документам юридического, лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица);
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;
в) учредительные документы юридического лица (подлинники и нотариально удостоверенные копии);
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической сил доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины. |
Типичные ошибки инициативных групп при государственной регистрации НКО
1. Устав содержит положения, нарушающие федеральное законодательство.
2. В учредительных документах встречаются грамматические и стилистические ошибки.
3. Инициативные группы не могут четко осознать и написать цели, направления
деятельности организации, что отражается в учредительных документах.
4. Инициативные группы, отправляющие документы для регистрации по почте, не
указывают координаты руководителя организации или доверенного лица, который
будет заниматься доработкой документов в процессе регистрации по мету расположения
регистрирующего органа. То есть не к кому обратиться для уточнения, исправления
ошибок и неточностей, чтобы успешно зарегистрировать организацию.
Если инициативная группа не в состоянии грамотно подготовить учредительные документы, то вероятность того, что организация после государственной регистрации сможет успешно работать и развиваться – ничтожно малы.
Первые шаги после государственной регистрации
После государственной регистрации НКО должна:
1. Получить коды государственной статистики.
Некоммерческие организации, независимо от вида и характера их деятельности, обязаны представить в органы государственной статистики учредительные документы для присвоения идентификационных кодов, определения классификационных признаков на основании общероссийских классификаторов технико-экономической информации для включения в ЕГРПО и отражения в государственной статистической отчетности.
Некоммерческие организации представляют в органы государственной статистики по месту регистрации копии устава, свидетельства о государственной регистрации и учредительного договора.
После постановки на учет некоммерческая организация должна получить от органа государственной статистики официальное уведомление с указанием идентификационных кодов согласно общероссийскому классификатору.
2. Встать на учет в налоговом органе:
Приведенный выше перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит.
Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет по установленной форме.
Постановка на учет осуществляется для налогоплательщика бесплатно, без взимания какой либо платы или сборов. Процедура постановки на учет налогоплательщика завершается присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН).
За нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе предусмотрен штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если срок нарушен более чем на девяносто дней размер штрафа составит уже десять тысяч рублей.
3. Встать на учет во всех государственных внебюджетных фондах: пенсионном фонде, Фонде социального страхования, Фонде обязательного медицинского страхования.
Регистрация организаций в Пенсионном фонде осуществляется по их юридическом адресу, т.е. адресу, указанному в уставе и свидетельстве о государственной регистрации. Для регистрации представляется заявление о регистрации по форме, утвержденной Инструкцией, а также копии следующих документов: свидетельства о государственной регистрации, письма органа статистики о присвоении кодов по ОКПО и классификационных признаков, при необходимости – копии учредительных документов. При регистрации организации выдается извещение страхователю, в котором указывается регистрационный номер, присваиваемый зарегистрированной организации. Этот номер организация обязана указывать на всех представляемых в Пенсионный фонд документах, касающихся расчетов по средствам Пенсионного фонда.
Для регистрации в Фонде социального страхования, организацией представляются те же самые документы, что и при регистрации в Пенсионном фонде (свидетельство о регистрации, письмо из органа статистики и учредительные документы – при необходимости). Регистрация проводится по месту государственной регистрации организации. Факт регистрации подтверждается выдачей извещения о регистрации.
Регистрация некоммерческих организаций в качестве плательщиков страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование осуществляется так же как и в Фонде социального страхования.
4. Оформление документов по организации.
После государственной регистрации организации следующим этапом должно быть оформление основных документов любой организации. К ним, в частности, относятся: приказы об утверждении штатного расписания, о приеме главного бухгалтера, приказы о приеме на работу сотрудников организации, об утверждении положения об учетной политике организации.
Желательно, чтобы три первых вышеуказанных приказа были оформлены от одной даты. От этой же даты, по нашему мнению, необходимо оформить и приказ об утверждении положения об учетной политике организации.
Отчетность НКО
Все некоммерческие организации независимо от их организационно-правовой формы, зарегистрированные в качестве юридического лица, обязаны: состоять на учете в налоговой инспекции, вести бухгалтерский учет своей деятельности, сдавать квартальную (4 раза в год) и годовую бухгалтерскую отчетность в налоговые органы и органы государственной статистики о своей финансовой деятельности по установленной форме. Но некоммерческие организации, зарегистрированные в форме общественных объединений, имеют упрощенный порядок предоставления отчетности в налоговые органы. Они сдают бухгалтерскую отчетность один раз в год, на что другие НКО права не имеют.
Отчетный период начинается с первого числа и заканчивается последним числом текущего квартала. Финансовый год установлен с 1 января по 31 декабря.
За непредставление, несвоевременное представление или предоставление по неустановленной форме бухгалтерских отчетов, балансов налоговая инспекция вправе наложить штраф в размере пятидесяти рублей за каждый непредставленный документ. Не может служить оправданием отсутствие финансово-хозяйственной деятельности в организации, поскольку закон не связывает с этим фактором обязанность представлять бухгалтерскую отчетность.
Значительный административный штраф может быть наложен на руководителя организации за нарушение порядка предоставления государственной статистической отчетности – от трех до восьми минимальных размеров оплаты труда, а в случае повторного в течение года нарушения – от восьми до десяти.
На общественные объединения и фонды возложена обязанность отчитываться перед общественностью. Фонды используют эту обязанность путем ежегодной публикации отчета об использовании своего имущества (ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»), а общественные объединения должны либо опубликовать такой отчет, либо иным образом обеспечить доступность ознакомления с указанным отчетом (ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Здесь будет уместным напомнить, что не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура доходов НКО, а также сведения о размерах и составе имущества, о ее расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, об использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НКО.
Перед регистрирующим органом обязаны отчитываться общественные объединения и благотворительные организации.
Общественные объединения подают в орган юстиции (министерства или управления) информацию о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях. А по запросу органа юстиции они обязаны предоставить решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
Благотворительные организации ежегодно представляют в регистрирующий орган (это может быть орган юстиции или местная администрация) отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
Ежегодный отчет представляется в регистрирующий орган в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
Последние рекомендации
Если вы создали некоммерческую организацию и хотите обеспечить ее успешную деятельность и развитие:
1. вы ОБЯЗАНЫ:
2. вам будет полезно отказаться от стереотипов:
Успехов вам и удачи!
Приложения
Создание некоммерческой организации (НКО) и ее первые шаги. Практическое пособие / Авторы-составители: И.Г.Сакович, Г.А.Сакович. - Владивосток, 2002. © Центр «Амур-батюшка», © ИСАР-Дальний Восток