Система ООПТ России

ЧТО ТАКОЕ ООПТ?
ООПТ(особо охраняемые природные территории) - это участки земли и водной поверхности, включая воздушное пространство над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые полностью или частично изъяты решениями органов государственной власти из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Это довольно громоздкое определение, но оно достаточно четко показывает, какими признаками должна обладать та или иная территория (акватория), чтобы она относилась к ООПТ.
Законом определены и основные категории ООПТ:
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
б) национальные парки;
в) природные парки;
г) государственные природные заказники;
д) памятники природы;
е) дендрологические парки и ботанические сады;
з) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ.
На прилегающих к ООПТ участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности в целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий. Все ООПТ учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. Статус ООПТ в настоящее время определяется Федеральным Законом "Об особо охраняемых природных территориях", принятым Государственной Думой 15 февраля 1995 г.

ЧЕМ ООПТ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА
ООПТ различаются по статусу. Государственные природные заповедники (далее - заповедники) и национальные парки (далее - нацпарки) относятся к ООПТ федерального значения и являются федеральной собственностью. Государственные природные заказники (далее - заказники), памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального и регионального значения, природные парки - только регионального значения, а лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть федерального, регионального и местного значения.
ООПТ различаются также по их назначению, режиму использования, возможности изъятия земельных участков у собственников земли, наличием специальных штатов охраны и научных сотрудников.
ЗАПОВЕДНИКИ являются природоохранными и научно-исследовательскими учреждениями, имеющими штат; всегда создаются с изъятием земель; на них запрещается любая хозяйственная деятельность, кроме направленной на нужды самого заповедника.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ - тоже учреждения, имеющие природоохранное и рекреационное назначение. Часть территории нацпарка всегда принадлежит самому парку, а часть может находиться на землях иных землепользователей. Территория нацпарков функционально зонирована с разрешением ограниченной хозяйственной деятельности во всех зонах, кроме заповедной. Национальные парки находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России.
Все остальные категории могут иметь различный режим использования, создаваться как с изъятием, так и без изъятия земель и иметь различные цели создания (только сохранение природного объекта или одновременно его сохранение и использование для рекреации, образования и просвещения).

Среди не оговоренных в Законе можно указать на такую категорию ООПТ, как водно-болотные угодья , имеющие международное значение - главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, которые создаются в плане выполнения страной ее обязательств, вытекающих из членства в Конвенции о водно-болотных угодьях (Рамсарская). Постановлением Правительства Российской Федерации N 1050 от 13 сентября 1994 г. в стране определено 35 таких объектов, площадь которых составляет около 10 млн. га. В состав этих угодий входят не только водно-болотные экосистемы, но и связанные с ними сухопутные комплексы. Наличие международного статуса и специального правительственного постановления позволяет рассматривать эту форму как существенный фактор охраны экосистем России, прежде
всего озерных и болотных.
Статус этих объектов пока разработан пока слабо. Основным отличием этого типа охраняемых территорий от остальных является комплексность - на территории водно-болотных угодий, имеющих международное значение, могут находится заповедники, заказники, памятники природы и земли, не имеющие пециального
статуса охраны, в том числе и используемые в сельском хозяйстве. На территориях заповедников и т.п. осуществляется режим охраны, соответствующий их статусу. На специально не охраняемых территориях вводятся ограничения (вплоть до полного запрещения) на виды хозяйственной деятельности, вредно сказывающиеся на функционировании водно- болотных угодий. Природосберегающие виды деятельности стимулируются. Такой подход делает эту форму охраны потенциально особенно перспективной, так как, во-первых, количество площадей, где возможен полный запрет хозяйственной деятельности, имеет свои пределы, во-вторых, на огромных, используемых очагами, территориях России сочетания строгой охраны в наиболее ценных и уязвимых участках с разумным регулированием природопользования представляется наиболее эффективным.
В условиях России оценка значения площади мало нарушенных природных комплексов, имеющих ограничения на хозяйственную деятельность, будет неполной, если исключить из рассмотрения две весьма разные категории землепользований - государственные лесоохотничьи хозяйства и полигоны Министерства обороны. Лесоохотничьи хозяйства - это унаследованные от советской системы элитные
природные комплексы, предназначавшиеся для загородного отдыха руководителей высокого ранга. Эти территории всегда имели принципиально более высокий уровень охраны, на них ограничивалась хозяйственная деятельность, нарушающая условия обитания животных, не допускались отводы земель. Несмотря на нынешние проблемы бюджетного финансирования, инерция особого статуса этих территорий сохраняется и используется новой элитой. Таким образом, государственные лесоохотничьи хозяйства вполне могут быть отнесены в одну группу с охраняемыми территориями в силу их элитного положения, наличия реальной охраны и ограничений на хозяйственную деятельность. Так, в сохранении крупных млекопитающих в Московской области огромную роль сыграло Истринское ГЛОХ, его территория избежала тотальной для области тенденции трансформации лугов, болот и лесов в дачные поселки.
Земли, переданные в ведение Министерства обороны, никогда не рассматривались как объекты природоохранного назначения. Конечно же, они таковыми и не являются, но в силу особого режима доступа на эти территории и отсутствия традиционных видов хозяйственной деятельности (особенно аграрной и лесозаготовительной) многие полигоны выполняли роль резерватов для животных и сохраняли естественный ход сукцессионных процессов в растительном покрове. В отличие от большинства стран,
эти территории играли в СССР серьезную позитивную роль в деле охране природы. Дело в том, что земли в стране много, нужды армии всегда считались первоочередными, поэтому, армия легко получала обширные участки земли и не стремилась интенсивно их использовать. Учебные стрельбы и бомбежки не наносили серьезного ущерба территории, а животные к ним быстро привыкали. Зато посторонние люди старались здесь не появляться. В результате, например, полигон на оз. Ханка долгое время был основной территорией, где сохранялись на гнездовье японский и даурский журавли и дальневосточный аист, полигон в Саратовском Заволжье сыграл ключевую роль в сохранение важнейших в России популяций дрофы и, особенно, стрепета в годы их максимальной депрессии и т.д.

Размещение всех перечисленных форм особой охраны территорий федерального уровня показано на следующей карте. Характерно, что Ставропольский и Алтайский края, находящиеся оба в основном в степной зоне, вообще не имеют особо охраняемых территорий федерального статуса, что внушает особенно глубокие опасения. В основном же карта иллюстрирует преобладание таких территорий в тайге, в горах и их острый недостаток в степной зоне. Практически все области степной зоны имеют низкий показатель и лишь там, где имеются обширные территории, принадлежащие армии, или создаются водно-болотные угодья международного значения большой площади, ситуация несколько лучше.
Чрезвычайно важно отметить, что практически вся Европейская часть страны имеет гораздо меньше охраняемых территорий целевого назначения. Именно здесь решение многих проблем охраны живой природы должно осуществляться не прямым заповеданием или "заказом", а гибким взаимодействием с лесхозами, охотничьим хозяйством и даже военными.

Вызывает беспокойство и ситуация в промышленных регионах к северо-востоку от Москвы и в Предуралье. Эти регионы, имеющие достаточно мощную и "грязную" промышленность , а также являющиеся зоной осаждения воздушного загрязнения со всей территории Европы, безусловно, повышено уязвимы.
В целом можно отметить, что система малонарушенных природных территорий в России представляется довольно развитой и сравнительно гибкой. Причем, густота сети этих территорий и гибкость системы охраны в последние годы растет. Хотя эта система (как и вся страна в целом) переживает сейчас существенные экономические трудности, прогноз ее развития в общем благоприятен. Основным недостатком сети ООПТ России является ее неравномерность и, особенно, малая густота в наиболее
подверженной антропогенной трансформации степной зоне. В европейской степи есть заповедники, но они (по масштабам России) микроскопические, в западносибирской же степи нет ни заповедников, ни национальных природных парков. Создание здесь в 1994 г. трех водно-болотных угодий международного значения можно рассматривать лишь как первый и довольно робкий шаг в деле налаживания охраны природных территорий этого крайне важного региона. В то же время основные площади особо охраняемых территорий сконцентрированы в малотрансформированных тундре и тайге. Россия в этом отношении уподобляется человеку, который "ищет потерянную монету не там, где ее потерял, а там, где светло".


кн. Национальный доклад о состоянии биологического разнообразия,
М-1998 г; Площадь государственных заказников федерального значения, из кн.
Государственный доклад о состоянии окружающей природной Среды Российской
Федерации в 1994 году, М-1995; Площадь государственных лесоохотничьих хозяйств,
Площадь земель в ведении Министерства обороны Российской Федерации из кн. Лесной
фонд России (по учету на 1 января 1993 г.) / Справочник. М.: ВНИИЦлесоресурс,
1995.

 

Хостинг от uCoz