Национальные природные парки - новая для России форма охраны территорий. Первые
два (Лосиный остров и Сочинский) были созданы лишь в 1983 г., 12 из 32 - в последние
пять лет. Реализация правового статуса национальных парков пока еще сталкивается
с серьезным противодействием со стороны хозяйствующих субъектов, деятельность
которых этим статусом ограничивается. Пока эту форму нельзя считать эффективным
методом территориальной охраны живой природы, однако внимание общественности
и тенденции, известные по другим странам, дают достаточно надежд на постепенную
реализацию потенциала этой формы охраны природных комплексов. Природные заказники
отличаются от предыдущих категорий тем, что их земли могут как отчуждаться,
так и не отчуждаться у собственников и пользователей, они могут быть как федерального,
так и местного подчинения. Среди заказников федерального значения наибольшую
роль играют зоологические, другие формы - ландшафтные, ботанические, лесные,
гидрологические, геологические - распространены в меньшей степени. На 1 сентября
1994 г. в стране существовало 59 охотничьих и комплексных заказников федерального
значения общей площадью в 62.0 млн.га. Основной их функцией является охрана
охотничьей фауны. Охота запрещена всегда, но нередко бывают введены и весьма
существенные ограничения на лесоэксплуатацию, строительство и некоторые другие
виды хозяйственной деятельности. Охрана этих резерватов обычно довольно неплохо
налажена.
Развитие сети национальных парков в России
Национальные
парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими
учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы
и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность,
и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских,
научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных
парков, предоставляются в пользование (владение) паркам на правах, предусмотренных
федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную
охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам
только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и
культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки
иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное
право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных
не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам
федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие
объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного
управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого
государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со
специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации
в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается
охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности,
в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.
В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. (были
организованы национальные парки "Сочинский" и "Лосиный остров")
и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания
связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного
наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории.
Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные
комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные
парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления
с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных
ландшафтах.
Всего в Российской Федерации к началу 1999 г. функционировали 34 национальных
парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6
тыс. га, а к началу 2000 г. - 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей
территории Российской Федерации).
Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской
Федерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе
Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков
(34) находилось в непосредственном подчинении б. Федеральной службы лесного
хозяйства России и один - в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").
На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим
особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей.
Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить различные
функциональные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных
заповедников (заповедные зоны занимают в российских национальных парках до 64%
их территории). Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная
деятельность должна согласовываться с администрацией парка.
Основную часть территории парков (от 50 до 100% площади) занимают земли, которые
предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие
территории (в основном сельскохозяйственные угодья, в ряде случаев рыбохозяйственные
водоемы, земли поселков, городов) входят в границы парков, как правило, без
изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся
памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными
комплексами.
B настоящее время из всех национальных парков в составе примерно 20 имеются
земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких
земель в ряде парков исключительно высока (75% - в парке "Переславский",
58% - "Орловское Полесье", 54% - "Мещерский" и "Русский
Север", 48% - "Самарская Лука", 41% - "Себежский").
Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов,
11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин - таежные
и широколиственно-хвойные леса (темнохвойные среднетаежные леса, темнохвойные
южно-таежные леса, широколиственно-темнохвойные, сосновые северо-таежные, сосновые
средне- и южно-таежные, широколиственно-сосновые и сосновые сухотравные леса),
широколиственные леса; степи; гор - темнохвойные горные леса, светлохвойные
горные леса, широколиственные горные леса; а также болот.
Природные ресурсы национальных парков исключительно богаты и разнообразны. Природные
комплексы, например, Сочинского национального парка включают до 1,5 тыс. видов
сосудистых растений. В каждом парке охраняется до 200 видов птиц и до 50 видов
млекопитающих. Национальный парк "Югыд ва", который входит в четверку
самых крупных природных резерватов России, включает наибольший массив старовозрастных
лесов в Европе и внесен в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Пойма
р. Оки и участок поймы р. Пры в пределах национального парка "Мещерский"
внесены в Список водно-болотных угодий, имеющих международное значение, и подпадают
под действие Рамсарской Конвенции.
Особое место в системе национальных парков занимают те, в которых под охрану
поставлены многочисленные памятники культуры и истории. Это "Русский Север",
где находятся всемирно известные Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри,
"Кенозерский", где велика концентрация памятников деревянного русского
зодчества, Переславский природно-исторический и др.
С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков
в них могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:
" заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность
и рекреационное использование территории;
" особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения
природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое
посещение;
" познавательного туризма, предназначенная для организации экологического
просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;
" рекреационная, предназначенная для отдыха;
" охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются
условия для их сохранения;
" обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега,
палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового
и информационного обслуживания посетителей;
" хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная
деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.
Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует.
В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий
режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка
могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты
и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется
ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим
охотопользователям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.94 N 572-р рекомендовано
на территориях 6 республик, 3 краев, 16 областей, 3 автономных округов организовать
несколько десятков новых национальных парков общей площадью свыше 6 млн. га.
В 1994-1997 гг. было создано 8 новых парков, в том числе в 1997 г. 2 парка -
"Нечкинский" (Удмуртская Республика) и "Угра" (Калужская
обл.). Обе эти заповедные территории находились в ведении б. Федеральной службы
лесного хозяйства России. В 1998 г. сюда добавился национальный парк "Алания"
б. Рослесхоза, а в 1999 г. - "Алханай" того же ведомства.
Следует иметь в виду, что образование национальных парков в ряде случаев имеет
неоднозначный характер. В частности, развитие сети этих парков в Карелии в последнее
время вступает в достаточно серьезные противоречия с функционированием лесопромышленного
комплекса - основы экономики региона. При этом, по ряду оценок, организация
ООПТ здесь находится под воздействием зарубежных неправительственных организаций,
в определенной мере преследующих национальные социально-экономические интересы.
Следует также отметить, что в 1999 г. национальные парки посетили свыше 1,205
млн. человек, включая 21,4 тыс. иностранных туристов. К услугам посетителей
действовали 74 гостиницы и 156 турбаз, 23 музея, 16 визит-центров, 92 лесных
приюта, 76 экологических лагерей, 105 парковок для автомашин, 947 обустроенных
мест отдыха.